Размер текста: - o +

В Минске обсудили вопросы истории православных храмов в XIX веке

05-07-2022 13:26:17

 

Судьба православия на белорусских землях очень долгая и нелегкая. Эту историю затронули на мероприятии в Минске, приуроченном к 1030-летию православия на белорусских землях и 250-летию объединения белорусского и русского народов. Международный круглый стол «Православные храмы на белорусских землях в XIX веке: перспективы системного изучения» был посвящен истории православных храмов. 
Соорганизаторами конференции выступили Минская духовная академия, Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви и московский фонд «Историческая память». Участие в мероприятии приняли представители Синодальной исторической комиссии, Института истории НАН Беларуси, Института российской истории РАН, Белорусского государственного университета, Брестского государственного технического университета, а также представители посольства России в Республике Беларусь и Русского дома в Минске.
Председатель Синодальной исторической комиссии о. Александр Романчук, указал, что первые храмы на территории нынешних белорусских земель, возможно, были созданы еще до крещения Руси князем Владимиром. После крещения строительство храмов стало заметно активнее, однако политические изменения на карте региона повлияли на снижение активности строительства православных храмов. 
В период нахождения земель будущей Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой местные элиты перестраивали свою идентичность, все более соотнося себя с польской шляхтой и отстраняясь от русского Православия. С приходом на западнорусские земли в конце XVI в. греко-католицизма, храмы постепенно стали терять православный облик. Новые храмы строились в католической традиции, некоторые старые православные храмы, переданные греко-католикам, перестраивались, чтобы походить на католические. Постепенно западнорусские земли видом своих храмов стали напоминать Восточную Польшу. При этом у польского правительства отношение к греко-католицизму было достаточно равнодушное. Государственной религией был римо-католицизм, а греко-католицизм являлся некой прокладкой между православными и римо-католиками. Власти Польши не слишком заботились об униатских храмах, постепенно приходивших в упадок.
После разделов Польши белорусские земли вошли в состав Российской империи. В 1839 г. греко-католики вернулись в Православие. Достаточно быстро встал вопрос о восстановлении храмов, а также о строительстве новых. Российские власти решили возложить выполнение этой задачи на местных помещиков. Но т.к. помещики были католического вероисповедания и обладали польским сознанием, вместо православных храмов они начали строить католические – по крайней мере, это очень прослеживается в архитектуре многих современных православных церквей. В 50-е гг. XIX в. встал вопрос о разработке программы строительства типовых православных храмов, чем занимался министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, будущий генерал-губернатор Северо-Западного края и усмиритель польского восстания 1863 – 1864 гг.
Граф Михаил Николаевич Муравьёв во многом стал осью восстановления православной веры на территории современной Белоруссии. Собственно, во многом его, человека глубоко верующего, слуге царю, отцу солдатам, подтолкнула волна малопольского террора во время шляхетского восстания. Одной из движущих сил бунта, в которой приняли участие католические ксендзы и гражданские лица (одно имя бывшего студента из Сакт-Петербурга Винцента-«Кастуся» Калиновского известно современникам хотя бы по военному соединению его имени, воюющем на Украине вместе с батальонами «Айдар» и «Азов», - В.С.) в то время стало католичество. Известны листовки, содержащие угрозы убийств и картинки с повешением православных священников, распространявшаяся повстанцами в 1863 – 1864 гг. 
Нуждается ли «душитель малопольского восстания» Виленский губернатор в наших оправданиях? Нет, не нуждается. Он вернул православие в Белоруссию, и это самое важное. Период после 1864 г. ознаменовался массовым строительство и восстановлением православных храмов. Как отметил директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, фактически речь шла о настоящем ренессансе Православия в Белоруссии. Этот процесс был бы невозможен без состоявшегося во последней четверти XVIII века воссоединения белорусского и русского народов. Строительство православных храмов на белорусских землях в XIX веке было теснейшим образом связано с народным образованием. В конце того века на белорусских землях стали появляться церкви-школы, в которых помимо собственно храма, размещались учебные классы. Сейчас православие, собственно, как и католичество, занимает важное место в жизни белорусского общества. 

Судьба православия на белорусских землях очень долгая и нелегкая. Эту историю затронули на мероприятии в Минске, приуроченном к 1030-летию православия на белорусских землях и 250-летию объединения белорусского и русского народов. Международный круглый стол «Православные храмы на белорусских землях в XIX веке: перспективы системного изучения» был посвящен истории православных храмов. 

Соорганизаторами конференции выступили Минская духовная академия, Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви и московский фонд «Историческая память». Участие в мероприятии приняли представители Синодальной исторической комиссии, Института истории НАН Беларуси, Института российской истории РАН, Белорусского государственного университета, Брестского государственного технического университета, а также представители посольства России в Республике Беларусь и Русского дома в Минске.

Председатель Синодальной исторической комиссии о. Александр Романчук, указал, что первые храмы на территории нынешних белорусских земель, возможно, были созданы еще до крещения Руси князем Владимиром. После крещения строительство храмов стало заметно активнее, однако политические изменения на карте региона повлияли на снижение активности строительства православных храмов. 

В период нахождения земель будущей Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой местные элиты перестраивали свою идентичность, все более соотнося себя с польской шляхтой и отстраняясь от русского Православия. С приходом на западнорусские земли в конце XVI в. греко-католицизма, храмы постепенно стали терять православный облик. Новые храмы строились в католической традиции, некоторые старые православные храмы, переданные греко-католикам, перестраивались, чтобы походить на католические. Постепенно западнорусские земли видом своих храмов стали напоминать Восточную Польшу. При этом у польского правительства отношение к греко-католицизму было достаточно равнодушное. Государственной религией был римо-католицизм, а греко-католицизм являлся некой прокладкой между православными и римо-католиками. Власти Польши не слишком заботились об униатских храмах, постепенно приходивших в упадок.

После разделов Польши белорусские земли вошли в состав Российской империи. В 1839 г. греко-католики вернулись в Православие. Достаточно быстро встал вопрос о восстановлении храмов, а также о строительстве новых. Российские власти решили возложить выполнение этой задачи на местных помещиков. Но т.к. помещики были католического вероисповедания и обладали польским сознанием, вместо православных храмов они начали строить католические – по крайней мере, это очень прослеживается в архитектуре многих современных православных церквей. В 50-е гг. XIX в. встал вопрос о разработке программы строительства типовых православных храмов, чем занимался министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, будущий генерал-губернатор Северо-Западного края и усмиритель польского восстания 1863 – 1864 гг.

Граф Михаил Николаевич Муравьёв во многом стал осью восстановления православной веры на территории современной Белоруссии. Собственно, во многом его, человека глубоко верующего, слуге царю, отцу солдатам, подтолкнула волна малопольского террора во время шляхетского восстания. Одной из движущих сил бунта, в которой приняли участие католические ксендзы и гражданские лица (одно имя бывшего студента из Сакт-Петербурга Винцента-«Кастуся» Калиновского известно современникам хотя бы по военному соединению его имени, воюющем на Украине вместе с батальонами «Айдар» и «Азов», - ред.) в то время стало католичество. Известны листовки, содержащие угрозы убийств и картинки с повешением православных священников, распространявшаяся повстанцами в 1863 – 1864 гг. 

Нуждается ли «душитель малопольского восстания» Виленский губернатор в наших оправданиях? Нет, не нуждается. Он вернул православие в Белоруссию, и это самое важное. Период после 1864 г. ознаменовался массовым строительство и восстановлением православных храмов. Как отметил директор фонда «Историческая память» Александр Дюков, фактически речь шла о настоящем ренессансе Православия в Белоруссии. Этот процесс был бы невозможен без состоявшегося во последней четверти XVIII века воссоединения белорусского и русского народов. Строительство православных храмов на белорусских землях в XIX веке было теснейшим образом связано с народным образованием. В конце того века на белорусских землях стали появляться церкви-школы, в которых помимо собственно храма, размещались учебные классы. Сейчас православие, собственно, как и католичество, занимает важное место в жизни белорусского общества. 

 


evrazesnews.ru

Показы: 886