Размер текста: - o +

Первый заместитель Генсекретаря Анфимов выступил на Международной научно-практической конференции по стандартам избирательного процесса в Минске

Герман Напольский 22-09-2024 23:59:32

 

Международная научно-практическая конференция «Международные стандарты и избирательный процесс: опыт и перспективы развития» состоялась 20 сентября в Минске.
Участие в мероприятии приняла делегация Исполнительного комитета СНГ во главе с первым заместителем Генерального секретаря Содружества Независимых Государств Леонидом Анфимовым.
Выступая на форуме, Леонид Анфимов напомнил, что впервые принципы проведения демократических выборов были сформулированы в принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.
В этих документах государства – члены ООН провозгласили, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
В 1990 году был принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. В нем были изложены требования к организации демократического избирательного процесса.
И именно в Копенгагенском документе впервые было провозглашено обязательство государств приглашать международных наблюдателей на выборы с целью «повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы». Копенгагенский документ для 90-х годов прошлого века был своевременным, способствовал развитию демократических начал в регионе ОБСЕ и в таком аспекте, безусловно, сыграл свою позитивную роль.
Леонид Анфимов отметил, что все более очевидной становится необходимость совершенствования, развития обязательств ОБСЕ, поскольку в указанном документе признанные государствами принципы проведения выборов лишь перечислены, но не раскрыты, не наполнены конкретным содержанием и, главное, допускают неоднозначное толкование и применение.
«Это приводит к тому, что наблюдение за выборами и оценки их итогов сегодня становятся инструментами политического давления на конкретные страны со стороны ряда международных организаций. В целях сохранения возможности оказания влияния на политические процессы в государствах Содружества западные коллеги стремятся сохранить за собой возможность контроля над институтом международного наблюдения. Государства делят на две категории. Для одних оценки проведения выборов априори положительные. При любых условиях их избирательные кампании оцениваются как соответствующие международным демократическим стандартам. Другие получают оценку в зависимости от политических итогов выборов», – заявил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
Леонид Анфимов назвал подобную ситуацию недопустимой.
«Для нас неприемлема практика, когда некие кулуарно разработанные экспертные рекомендации, утвержденные отдельными международными организациями, являются основой для оценки выборов. Мы исходим из того, что подходы к наблюдению за выборами должны быть едины, максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки. При этом главной целью международных наблюдателей должно являться обеспечение условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего», – считает он.
Говоря о подходах к мониторингу выборов в Содружестве, Леонид Анфимов отметил созданную серьезную законодательную базу, на которую опираются представители стран СНГ, оценивая электоральные процессы.
К основополагающим международным договорам, подписанным в рамках СНГ и регламентирующим вопросы реализации избирательных прав, прежде всего следует отнести Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятую 26 мая 1995 года. Второй важный документ – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, принятая 7 октября 2002 года.
В их развитие принят целый пакет международных актов. Это прежде всего Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества, Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств», а также принятые МПА СНГ Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.
«Принятие указанных документов является свидетельством стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов. Таким образом, оценивая электоральные кампании, мы руководствуемся не политической целесообразностью, а опираемся на правовую базу, действующую в Содружестве», – подчеркнул Леонид Анфимов.
Из собственной практики участия в наблюдении за выборами в государствах СНГ он отметил очевидный несомненный прогресс как в подготовке, так и в проведении избирательных кампаний. Активно идет процесс совершенствования избирательных систем стран Содружества. Внедряются новые технологии, новое оборудование, новые подходы к процедуре голосования, создаются дополнительные возможности для избирателей принять в нем участие.
По мнению первого заместителя Генерального секретаря СНГ, значительно укрепились демократические принципы в организации выборов. Во всех странах совершенствуется избирательное законодательство в направлении его либерализации. Это обеспечивает открытость и прозрачность выборов, а самое главное – гарантирует свободу волеизъявления граждан.
Он уверен, что национальные законодательства наших государств отвечают общепринятым нормам проведения свободных и открытых выборов. В них содержатся такие стандарты демократических выборов, как право гражданина избирать и быть избранным, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебной и иной защиты избирательных прав гражданина, общественное и международное наблюдение за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Закреплены принципы справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей. Кроме того, во всех странах Содружества законодательно закреплен институт международного наблюдения.
«Поэтому ссылки на то, что законы о выборах в странах СНГ не соответствуют общепризнанным нормам проведения демократических выборов, мягко говоря, некорректны», – заявил Леонид Анфимов.
Он также добавил, что наблюдение за выборами – важный элемент политического сотрудничества государств – участников СНГ, объединяющий их в стремлении обеспечить развитие стран на основе принципов демократии и верховенства права. Исходя из этого, Исполнительный комитет СНГ будет и впредь прилагать усилия для совершенствования подходов к мониторингу выборов, сообщили в пресс-службе Исполкома Содружества.

Международная научно-практическая конференция «Международные стандарты и избирательный процесс: опыт и перспективы развития» состоялась 20 сентября в Минске.

Участие в мероприятии приняла делегация Исполнительного комитета СНГ во главе с первым заместителем Генерального секретаря Содружества Независимых Государств Леонидом Анфимовым.

Выступая на форуме, Леонид Анфимов напомнил, что впервые принципы проведения демократических выборов были сформулированы в принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В этих документах государства – члены ООН провозгласили, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В 1990 году был принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. В нем были изложены требования к организации демократического избирательного процесса.
И именно в Копенгагенском документе впервые было провозглашено обязательство государств приглашать международных наблюдателей на выборы с целью «повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы». Копенгагенский документ для 90-х годов прошлого века был своевременным, способствовал развитию демократических начал в регионе ОБСЕ и в таком аспекте, безусловно, сыграл свою позитивную роль.

Леонид Анфимов отметил, что все более очевидной становится необходимость совершенствования, развития обязательств ОБСЕ, поскольку в указанном документе признанные государствами принципы проведения выборов лишь перечислены, но не раскрыты, не наполнены конкретным содержанием и, главное, допускают неоднозначное толкование и применение.

«Это приводит к тому, что наблюдение за выборами и оценки их итогов сегодня становятся инструментами политического давления на конкретные страны со стороны ряда международных организаций. В целях сохранения возможности оказания влияния на политические процессы в государствах Содружества западные коллеги стремятся сохранить за собой возможность контроля над институтом международного наблюдения. Государства делят на две категории. Для одних оценки проведения выборов априори положительные. При любых условиях их избирательные кампании оцениваются как соответствующие международным демократическим стандартам. Другие получают оценку в зависимости от политических итогов выборов», – заявил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
Леонид Анфимов назвал подобную ситуацию недопустимой.

«Для нас неприемлема практика, когда некие кулуарно разработанные экспертные рекомендации, утвержденные отдельными международными организациями, являются основой для оценки выборов. Мы исходим из того, что подходы к наблюдению за выборами должны быть едины, максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки. При этом главной целью международных наблюдателей должно являться обеспечение условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего», – считает он.

Говоря о подходах к мониторингу выборов в Содружестве, Леонид Анфимов отметил созданную серьезную законодательную базу, на которую опираются представители стран СНГ, оценивая электоральные процессы.

К основополагающим международным договорам, подписанным в рамках СНГ и регламентирующим вопросы реализации избирательных прав, прежде всего следует отнести Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятую 26 мая 1995 года. Второй важный документ – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, принятая 7 октября 2002 года.

В их развитие принят целый пакет международных актов. Это прежде всего Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества, Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств», а также принятые МПА СНГ Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.

«Принятие указанных документов является свидетельством стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов. Таким образом, оценивая электоральные кампании, мы руководствуемся не политической целесообразностью, а опираемся на правовую базу, действующую в Содружестве», – подчеркнул Леонид Анфимов.

Из собственной практики участия в наблюдении за выборами в государствах СНГ он отметил очевидный несомненный прогресс как в подготовке, так и в проведении избирательных кампаний. Активно идет процесс совершенствования избирательных систем стран Содружества. Внедряются новые технологии, новое оборудование, новые подходы к процедуре голосования, создаются дополнительные возможности для избирателей принять в нем участие.

По мнению первого заместителя Генерального секретаря СНГ, значительно укрепились демократические принципы в организации выборов. Во всех странах совершенствуется избирательное законодательство в направлении его либерализации. Это обеспечивает открытость и прозрачность выборов, а самое главное – гарантирует свободу волеизъявления граждан.

Он уверен, что национальные законодательства наших государств отвечают общепринятым нормам проведения свободных и открытых выборов. В них содержатся такие стандарты демократических выборов, как право гражданина избирать и быть избранным, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебной и иной защиты избирательных прав гражданина, общественное и международное наблюдение за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Закреплены принципы справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей. Кроме того, во всех странах Содружества законодательно закреплен институт международного наблюдения.

«Поэтому ссылки на то, что законы о выборах в странах СНГ не соответствуют общепризнанным нормам проведения демократических выборов, мягко говоря, некорректны», – заявил Леонид Анфимов.

Он также добавил, что наблюдение за выборами – важный элемент политического сотрудничества государств – участников СНГ, объединяющий их в стремлении обеспечить развитие стран на основе принципов демократии и верховенства права. Исходя из этого, Исполнительный комитет СНГ будет и впредь прилагать усилия для совершенствования подходов к мониторингу выборов, сообщили в пресс-службе Исполкома Содружества.

 


evrazesnews.ru

Показы: 238