Размер текста: - o +

ПА ОДКБ активно использует опыт МЧС России при формировании модельного законодательства

Герман Напольский 28-12-2020 22:01:35

Юбилей – 30 лет со дня основания отметило 27 декабря Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

Все начиналось в 1990 году – с организованного 27 декабря 1990 года корпуса спасателей. Позднее он был преобразован в Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, в 1994 году – в Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

А у истоков создания новой структуры стоял Сергей Шойгу – человек, на пространстве ОДКБ в представлении не нуждающийся.

  В разные годы в состав МЧС вошли гражданская оборона и противопожарная служба, государственная инспекция по маломерным судам и горноспасатели, была создана авиация МЧС, появились свои медицинские, психологические, водолазные, кинологические, пиротехнические подразделения.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на действующего главу Министерства, генерала армии  Евгения Зиничева, в 2020 году при чрезвычайных ситуациях, пожарах и ДТП в России спасено более 100 тыс. человек. Подразделения МЧС России принимали участие в ликвидации 324 чрезвычайных ситуаций, тушении более 420 тыс. техногенных пожаров, осуществляли выезды более чем на 89 тыс. ДТП, а также 3,5 тыс. происшествий на водных объектах.

Сегодня МЧС Российской Федерации – мощная разветвленная,  оснащенная по последнему слову техники структура, которая  занимается  не только ликвидацией последствий техногенных и природных катаклизмов, но и на основе мощной теоретической     базы - их прогнозированием, предупреждением и  минимизацией ущерба в случае их возникновения.

Примерно в это же время формирование структур со сходными функциями началось и в других государствах на пространстве бывшего СССР.     

С момента создания структур по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одним из основных стал вопрос взаимодействия при ликвидации последствий ЧС. Вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и сегодня  требуют особого внимания и объединения совместных усилий государств – членов ОДКБ.

В своей работе Парламентская Ассамблея ОДКБ уделяла особое внимание вопросам законодательного оформления эффективного взаимодействия государств – членов ОДКБ в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этой работе активно участвуют эксперты государств – членов ОДКБ – Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.

С 2010 года в разработке Рекомендаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Парламентская Ассамблея ОДКБ сотрудничает с Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России, ученые которого за 10 лет  разработали 5 Рекомендаций для законодательства государств – членов ОДКБ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Первыми были Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в области реагирования на чрезвычайные ситуации (приняты постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 17.05.2012 № 5-8).

   В период с 2012 по 2014 год были разработаны Рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов (приняты постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 27.11.2014 № 7-5).

 Они выявили  основные проблемные вопросы, требующие решения: отсутствие единых подходов в законодательстве, различия в понятийном аппарате и классификации критически важных объектов, компетенциях и ответственности  уполномоченных субъектов, отчетности и контроля и т.д.

В указанных Рекомендациях были сформулированы выводы и предложения по выработке единых принципов обеспечения безопасности критически важных объектов, единого правового режима реагирования на чрезвычайные ситуации на критически важных объектах.

   Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в сфере приграничного сотрудничества при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приняты постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 26.11.2015 № 8-8).
Содержат детальный анализ международных соглашений и многочисленных двухсторонних договоров государств – членов ОДКБ в указанной сфере, анализ основных видов приграничного сотрудничества, в них определены и научно обоснованы принципы приграничного сотрудничества в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации.

 Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере подготовки и переподготовки кадров по направлению «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (приняты постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 24.11.2016), основаны на анализе международных соглашений, нормативных актов, квалификационных требований государств – членов  ОДКБ по подготовке кадров; учебных заведений, перечня направлений, специальностей и уровня подготовки в них пожарных и спасателей; общей системы подготовки и переподготовки кадров в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях  государств – членов ОДКБ. Данными Рекомендациями государствам были предложены общие подходы в обучении пожарных и спасателей.

   Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб и статус спасателей (приняты постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 30.10.2018 № 11-3.4).

  Содержат анализ правовой основы создания и функционирования  основных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей; порядка создания и деятельности аварийно-спасательных служб; возможности и (или) обязательности участия аварийно-спасательных служб в ликвидации чрезвычайных ситуаций; спасателей и их статуса; ответственности аварийно-спасательных служб и спасателей государств – членов  ОДКБ. Предложено шестнадцать рекомендаций по структуре национального законодательства государств – членов  ОДКБ в этой сфере, понятийного аппарата, принципов и видов аварийно-спасательных служб.

    Предложены общие для всех государств – членов  ОДКБ виды спасателей, требования к спасателям, положения о Корпусе спасательных сил СНГ и КСОР ОДКБ. В указанных рекомендациях содержатся положения о перспективах развития аварийно-спасательных служб государств – членов  ОДКБ, использовании новых технологий и материалов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, прогнозы о новых специальностях спасателей и программах их подготовки (использование искусственного интеллекта, робототехники, БПЛА и т.д.).

Программой деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2021–2025 годы предусмотрена разработка учеными МЧС Республики Беларусь Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств ОДКБ в сфере гражданской защиты, сообщил сайт ПА ОДКБ.


evrazesnews.ru

Показы: 1132