Размер текста: - o +

Интервью с деканом факультета обучения иностранных студентов ГИРЯ им. Пушкина

25-09-2013 12:26:34

В течение двух недель сентября в Центрах по бесплатному обучению русскому языку в Армении прошли курсы повышения квалификации преподавателей. Данные семинары провели специалисты Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. На вопросы о впечатлениях и перспективах от прошедших мероприятий ответила Марина Николаевна Шутова, декан факультета обучения иностранных студентов.

Ваши впечатления от работы в Армении в рамках организованных курсов по повышению квалификации преподавателей Центров по бесплатному обучению русскому языку?

Мы обнаружили большой интерес к изучению русского языка, новым технологиям его изучения. Сегодня существуют новые разработанные методики преподавания, и именно русский язык как иностранный теперь должен быть во главе угла, во главе преподавания русского языка в Армении и других странах СНГ. Теперь на русский язык нужно смотреть не просто как на русский, а русский как иностранный. Соответственно требуется применять на уроках технологии этого предмета. Кроме того, есть потребность в большем количестве учебников по РКИ в Армении, сейчас их недостаточно, преподаватели знают одно-два названия. Через Дома русской книги, в частности, хотелось, чтобы они могли заказать и использовать. Вот это необходимо улучшить. Но подчеркну еще раз, что интерес преподавателей очень высок, поездка была очень полезной.

Со сколькими преподавателями Центров по бесплатному обучению русскому языку Вы смогли встретиться и провести занятия?

На сегодняшний день прошли занятия в Ереване и четырех областных Центрах страны. Всего 67 преподавателей. Им Государственный институт имени А.С. Пушкина будет выдавать сертификаты об окончании курса по повышению квалификации в количестве восьми часов. Подготовленные сертификаты за подписью проректора по международным связям мы передадим в Москве Союзу молодежи стран СНГ для того, чтобы эти документы получили преподаватели Центров.

Марина Николаевна, не могли бы Вы пояснить, ввиду того, что в Центрах есть учащиеся различных возрастных групп, какими методами можно стандартизировать процесс обучения?

В Армении русский язык, как стало известно, изучается со второго класса в количестве двух часов в неделю, а в старшей школе - три часа в неделю. Для обучения в группах соответствующих возрасту начальной школе детей необходимо брать учебники с нуля, и готовить их до уровня, скажем, Б1. А1 и А2 – базовый русский язык. Есть еще такие учебники, которые покрывают все уровни, и они уже написаны. Они будут хорошо, так сказать, работать, поскольку написаны по современным технологиям, с использованием всех видов речевой деятельности и грамматики во всех видах речевой деятельности.

То есть учебники, которые дадут возможность изучать русский язык более старшим детям, но с низким уровнем владения?

Да, есть учебники, которые написаны Б2+, A2+ и, соответственно выше. Конечно, к окончанию школы и обучения в Центрах по бесплатному обучению русскому языку должен быть уровень Б1 и выше. Б1 – первый сертификационный уровень. Русский язык теперь также описан, как и все иностранные языки, с точки зрения уровня владения и классификации. Учебники на все эти уровни есть.

Марина Николаевна, во время курсов повышения квалификации были ли обозначены какие-то новые интерактивные методы преподавания для применения их в Армении?

Элементы интерактивности мы давали. Но нашей задачей не было освещение всех возможных интерактивных методов преподавания русского языка. Мы также давали практические советы по использованию различных методик интерактивного обучения.

Применение интерактивных методов обучения русскому языку в Центрах позволит повысить заинтересованность среди учащихся?

Конечно, да. Потому что сейчас компьютеризация и использование различных новых средств обучения становятся очень распространенными. Это приветствуется. Во-первых, происходит повышение заинтересованности среди учащихся, а во-вторых, облегчает работу преподавателя.

Марина Николаевна, на основе Вашего опыта, скажите, насколько важно продолжать курсы повышения квалификации преподавателей Центров по бесплатному обучению русскому языку в Армении, и как это лучше организовать, с Вашей точки зрения?

Да, конечно, хотелось бы, чтобы появилась какая-то периодичность таких встреч. Чтобы преподаватели знали, что, допустим, каждую осень у них будет семинар по, естественно, разным темам.

Каким темам, с Вашей точки зрения, лучше посвятить следующие семинары?

Очень многим. Например, то же «Интерактивное обучение русскому языку», которое мы с Вами затронули в разговоре, или «Использование технических средств обучения на уроках». Может быть также конкретно «Игровые задания на уроках русского языка в старших и младших классах». Элементы всех этих тем мы затрагивали, но все занятия не были посвящены таким проблемам.

На Ваш взгляд, насколько важно организовывать помимо курсов по повышению квалификации встречи преподавателей русского языка в Армении друг с другом? Например, в рамках одного или нескольких марзов?

Конечно, ведь это так называемые связи, межобластные или внутри области связи. Они нужны для того, чтобы преподаватели могли выработать какой-то документ, в котором были бы описаны их проблемы, пожелания. Исходя из этого, мы могли бы уже послать специалистов, конкретно отвечая на вопросы и потребности тех учителей, которые работают в той или иной области Армении.

Большое спасибо, Марина Николаевна.


evrazesnews.ru

Показы: 3537