Размер текста: - o +

Религия как интеграционный стержень для стран СНГ

Вилена Антонова 04-09-2012 13:02:48

 

В последние годы интеграционные процессы в странах СНГ развиваются на разных уровнях, прежде всего в сферах политической и экономической. Но не менее важными являются межкультурный и межрелигиозный уровни взаимодействия, определяющие идентичность народов, которую необходимо сохранять. 

Сегодня наблюдается рост религиозной и национальной нетерпимости, как в России и странах СНГ, так и во всем мире. Существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, политической, социально-экономической и межпоколенческой нетерпимости. Это часто приводит к разжиганию ненависти, национальной розни и социальным конфликтам в обществе. Этот факт является существенной угрозой для осуществления эффективного взаимодействия в целях решения острейших задач. Необходимо воспитание культуры толерантности для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму.

Декларация принципов толерантности, была утверждена резолюцией 5.61 конференции Юнеско в 1995 году. Эти принципы сохраняют свою актуальность и в настоящее время: «Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между разными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Слово «религия» довольно часто встречается в обыденной речи, в средствах массовой информации и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе.

Религия - производное от латинского слова religio. Слово «религия» в современном значении появляется и входит в употребление только к началу XIX века -  религия как одна из областей духовной жизни наряду с моралью, философией, наукой, искусством.

Сегодня можно говорить о том, что религия выступает интеграционным стержнем на постсоветском пространстве. На территории государств, входящих в Содружество, имеют широкое распространение мировые религии по объективным причинам. Само определение «мировая религия» заключает в себе идею объединения различных народов.

Мировая религия - это религия, которая  имеет весомое число последователей и в своем распространении по земному шару переступила этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

Под мировыми религиями на сегодняшний день принято понимать буддизм, христианство и ислам, которые в отличии от национальных религий (иудаизм, индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. С конца ХIX века буддизм начинает распространяться в Европе и Америке. В России буддизм не чуждая религия и философия, а часть нашей культуры, так как его исповедуют представители многих народов: буряты, калмыки, тувинцы. Буддийские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, а также в Армении и Казахстане. Российская культура включает в себя элементы буддийской традиции, начиная с XVII в. Буддийская традиция оказывает влияние на значительное количество людей в современном мире, в том числе и в странах СНГ, определяя их духовные поиски и образ жизни. Также сегодняшние процессы глобализации делают многие принципы буддизма важными и нужными для нашей жизни.

Именно в буддизме закладывается один из принципов, характерных для всех мировых религий - обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара.

Ценности буддийской культуры востребованы в настоящее время. Буддийская махаянская идея установки на обретение высших духовных ценностей во имя блага всего сущего может стать приоритетной при разработке нового цивилизационного проекта. В этом контексте Далай-лама XIV высказал мнение, что ни одна из традиционных конфессий не сможет решить проблем человечества в новом тысячелетии, поскольку они были созданы в совсем иные эпохи и в совсем иных контекстах. Поэтому необходимы их солидарные усилия для выработки нового видения мира, в котором буддийская компонента сыграет очень важную роль.

Христианство - мировая религия, имеющая наибольшее число сторонников. Христианство относят к числу мировых религий, наряду с буддизмом и исламом, имея в виду не только масштабы распространения, но и его влияние на ход истории.

Христианство сегодня - собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках, которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства.

Киевская Русь приняла христианство в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Этот шаг имел важные последствия в истории России, прежде всего для развития государственности, а позже и формирования национального самосознания.

В 301 году в Армении в качестве государственной религии было принято христианство. Армения стала первым христианским государством мира.

Ислам - вторая по числу последователей мировая религия и самая молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. На сегодняшний день в Азии, Африке и Европе насчитывается свыше 50 государств, где мусульмане составляют большинство населения, а в 120 странах на всех континентах имеются их общины, многие из которых весьма многочисленны и проявляют высокую политическую и социальную активность. Во многих странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.

По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.

Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную («византийскую») ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам,

Православная культура лежит в основе не только русской, а также украинской, белорусской, молдавской традиций. Важна и религиозная общность с Арменией с ее армяно-григорианским вариантом Христианства.

Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет по разным оценкам от 50 до 70% населения.

Подавляющее большинство населения Армении – христиане Армянской апостольской церкви, за которой законодательно закреплен статус национальной церкви армянского народа. Есть в Армении также верующие Русской Православной церкви, мусульмане, иудеи и представители других конфессий. В том числе, так называемых, религиозных меньшинств.

Ислам в Армении был распространен, в основном, среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване. Большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка.

В Республиках Казахстан и Киргизстан, а также в Азербайджане ислам — самая распространённая религия среди верующего населения.   В Казахстане мусульмане составляю порядка 70 % населения. Для казахов характерна терпимость к другим религиям. Казахам всегда были чужды политизация Ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм. В Киргизии  в настоящее время доля мусульман приближается к 90 %. В Азербайджане ислам исповедуют почти 99 % населения.

Христианско-православный вектор веками работал на сближение и взаимообмен между славянами, грузинами и армянами будущего СНГ и, таким же образом, ту же роль на Востоке и Юго-Востоке выполнял Ислам для тюркских, иранских, кавказских народов традиционно исламских территорий будущего СНГ. Это Татарстан и Башкортостан, республики Северного Кавказа в составе современной Российской Федерации, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в Средней (Центральной) Азии.

Взаимоотношения последователей православия и ислама на территории Средней Азии всегда оставались и остаются примером добрососедства, несмотря ни на какие трудности политического или экономического характера.

Цивилизационная уникальность СНГ – именно в двухсоставности ее основных религиозно-культурных традиций. В конечном счете, это две исторические ветви одной глобальной религии Единобожия, веры Авраамовой. И потому рассматривать любые вопросы, в том числе актуальные ныне вопросы интеграции внутри СНГ, нельзя без учета этой специфики. И это – первая базовая характеристика цивилизации, на которой строится СНГ.

Ныне почивший Cвятейший Патриарх Алексий II, выступая в 1996 г. в Бишкеке на встрече с мусульманским духовенством, высказал следующую мысль: «Судьбы Православия и Ислама идут в одном русле: открываются и мечети, и храмы, возвращать веру в души людей приходится и православным священникам, и духовенству исламскому...Сегодня надо утверждать людей в вере, утверждать в духовных и нравственных ценностях, возрождать благотворительное служение, которое было запрещено в прошлом, возрождать духовное образование, которого также не было в прошлые десятилетия... Такая деятельность осуществляется параллельно духовенством мусульманским и православным. Это залог того, что нравственное здоровье общества вернется к идеалу, который начертан в Библии, в Святом Евангелии и в Коране. Та толерантность, которая проявляется здесь между людьми разных национальностей, между людьми, принадлежащими к разным религиям, свидетельствует о братских связях наших народов, которые уходят вглубь веков».

Вилена Антонова,

бакалавр искусств и гуманитарных наук, студентка магистратуры 1 курса, направление креативные индустрии РУДН


evrazesnews.ru

Показы: 6027