Размер текста: - o +

Амнистия капитала: мировой опыт и уроки для стран СНГ

18-05-2016 23:08:00

 

В условиях кризиса все большее количество стран, в частности, выходцев из постсоветского пространства пытаются привлечь в экономику покинувшие ее ранее активы путем амнистии капиталов. 31 декабря 2015 года закончился период подачи заявлений на легализацию капитала в Казахстане. Минфин даже озвучил некоторые предварительные данные. До конца кампании по амнистии капитала в России осталось менее двух месяцев (до 01 июля 2016 года). В Украине власти пока только озвучивают намерения бороться с офшорами и отмыванием денег. К сожалению, дальше разговоров по деофшоризации дело пока не пошло. Все предыдущие попытки по легализации капиталов так и остались на уровне законопроектов.
Как показывает мировая практика при грамотном и законодательно продуманном подходе, амнистия капитала может стать действенным инструментом активизации экономического роста страны. И речь идет не только о тех средствах, которые в рамках амнистии вернутся в страну и «вольются» в ее экономику. Хотя, сегодня, с учетом объемов оттока иностранных инвестиций из экономик большинства стран СНГ, это может стать, если не фактором возобновления экономического роста, то, хотя бы, фактором макроэкономической стабилизации. Более важным результатом проведения амнистии для экономики страны может стать даже не приток капитала, а переход активов в законодательную плоскость страны.
Кроме чисто зарубежных активов, важно легализировать и активы на территории страны. Ведь под видом иностранных инвестиций в страну возвращаются ее же деньги с офшорных юрисдикций. То есть фактическими собственниками многих иностранных активов являются граждане страны, но через подставные офшорные компании. Таким образом, государство теряет трижды: первый раз – когда капитал нелегально выводится из страны; второй – когда бизнес, в т.ч. де-юре принадлежащий иностранцам, использует офшорные схемы для ухода от налогов и вывода валютных средств; и третий – когда заработанная этим же «иностранным» бизнесом прибыль выводится из страны путем репатриации дивидендов.
Безусловно, амнистия капитала приводит не только к расширению базы налогообложения и уменьшению потерь страны в результате использования экономическими агентами офшоров для осуществления своих внешнеэкономических операций. Амнистия капитала и последующая деофшоризация экономики – это прямой путь к повышению ее инвестиционной привлекательности, это сигнал, что внутренний инвестор верит в ее экономическое будущее.
Мировой опыт
Считается, что термин амнистия капиталов (или «экономическая амнистия») появился в послевоенные годы в Западной Европе. Впервые такие экономические меры были реализованы в Швейцарии, когда были амнистированы банковские депозиты и капиталы Третьего рейха. Результатом проведенной амнистии стало укрепление банковской системы Швейцарии.
Одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий была проведена в Италии (2001 – 2002 годы), где удалось выявить и устранить причины, которые приводили к оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов. Согласно Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации; уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от €250 до €2000, после – от 5% до 25% от суммы сокрытых средств, плюс конфискация имущества на ту же сумму. В результате только за первые два месяца в страну вернулся €61 млрд., а налоговые сборы составили €24 млрд. (только единоразовый налог с возращенных активов принес в бюджет €1,4 млрд.)
Еще один удачный пример амнистии – Ирландия (1988 г.). Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных $50 млн. долл. ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил $750 млн. Всего в результате амнистии в казну было перечислено $1,5 млрд., или 2,5% ВВП страны. Амнистия 1993 г. была менее удачной. Успешный результат экономических амнистий в Италии и Ирландии был достигнут в том числе благодаря удачной разъяснительной работе.
Примером удачного механизма легализации также считается Турция, где было проведено пять успешных амнистий. Впервые процесс легализации был запущен в 1998 году, что и стало периодом начала новой экономической эры. Результатом действий со стороны правительства стало $20 млрд. на счетах банков.
В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно, приблизительно раз в десять лет. В результате амнистии 1997 г. казна пополнилась 2,5 млрд. долл., что в значительной степени превысило ожидания (1 млрд. долл.). Однако в Индии была особенность: было легализовано только имущество, жители сдавали золотые и серебряные слитки, в которых традиционно хранили свои сбережения.
Негативным примером служит Бельгия (амнистия 2004 года). Согласно закону об амнистии вывезенных капиталов, граждане, имевшие сбережения в иностранных банках, могли вернуть их обратно в страну без всяких санкций до конца года. При этом они должны были отдать от 6% до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с возвращенных в страну денежных средств). Ожидания не оправдались, в казну страны поступило лишь около €1 млрд., или 6% от всей запланированной суммы.
С подобным опытом столкнулась до этого Аргентина, при проведении в 1987 году амнистии, обязательным условием был вклад возвращенного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, развития индустрии страны. Однако население не захотело отдавать свои сбережения в «чужие руки».
Неудачным был опыт Грузии в этом вопросе. Амнистия 2005 г. в этой стране привлекла внимание всего восьми человек и капитал в размере 35 тысяч долларов вместо ожидаемых 4 млн. долл., или менее 1% от предполагаемой суммы.
В Германии налоговая амнистия проводилась в 2004-2005 годах. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведения стал дефицит государственного бюджета. Результатом амнистии стало пополнение казны на 1,1 млрд евро при "плане" в 5 млрд.
Главный вывод, который можно сделать по результатам мирового опыта проведения амнистии капиталов, это то, что без гарантий безопасности для собственников и свободы дальнейшего вложения капитал в страну не вернется. Также важен психологический и имиджевый аспект.
Амнистия капитала в России
В России амнистия капиталов уже проводилась несколько раз. В 1993 году был принят Указ Президента № 1773 «О проведении налоговой амнистии», который давал на ее проведение чуть больше месяца. Согласно указу предприятия и организации, а также физические лица, объявившие о своих неуплаченных налогах, в случае внесения их в бюджет освобождались от ответственности. Таким образом, предлагалось уплатить налог в полном объеме. Участник освобождался только от применения санкций.
В 1995 году Министерством науки был разработан проект налоговой амнистии, которая позволила бы направить полученные средства на развитие инновационных программ. Несмотря на детально проработанный проект, он так и не был реализован. Следующей попыткой был законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году», в соответствии с которым физические лица, подавшие декларацию о дополнительно указанных доходах, должны были уплатить специальный сбор за их легализацию в размере 10% от общей суммы. Из-за слишком больших разногласий между министерствами проект не дошел до обсуждения в Думе. Основным аргументом противников стало опасение, что амнистия еще больше ослабит налоговую дисциплину, находившуюся тогда на катастрофически низком уровне.
Вопрос проведения амнистии капиталов поднимался и в 2002 году. Были разработаны два законопроекта, которые касались легализации доходов физических лиц и крупных активов, включая недвижимость в России и за рубежом, но планы так и не были реализованы.
В марте 2007 года вступил в силу Федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Закон предоставлял гражданам возможность задекларировать скрытые доходы и уплатить с них 13%. В результате в федеральный бюджет поступило 3,7 млрд. руб., при том, что налогов и сборов в 2007 году было собрано в размере 7,8 трлн. руб., а объем теневых доходов был 16,3 трлн. руб. Среди причин недовыполнения плана эксперты отмечали: недостаточные гарантии бизнесу со стороны государства и нерешенный вопрос об ответственности лиц, отказавшихся декларировать скрытые доходы и имущество. Еще одна причина неудачи – слабая информационная поддержка. По данным соцопросов в 2007 году 58% граждан ничего не знали о проведении в России амнистии, 33% ответили, что что-то слышали о ней, но подробностей проведения не знали. И только 6% опрошенных заявили, что знают об амнистии достаточно хорошо.
В июне 2015 года вступил в силу закон об амнистии капитала (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Период декларационной кампании изначально был предусмотрен – с 1 июля по 31 декабря 2015 года.
Закон предоставляет гарантии освобождения от административной, уголовной и налоговой ответственности лицам, которые захотят легализовать свои денежные средства и имущество. Право подачи декларации предоставляется фактическому владельцу имущества и счетов, в том числе, если он владеет ими через подставных лиц (в законопроекте используется термин "номинальный владелец"). Законом было определено следующе виды капиталов, которые можно легализировать:
- земельные участки, другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных капиталах организаций;
- контролируемые декларантом иностранные компании;
- счета (вклады) декларанта – резидента РФ в банках за пределами России;
- банковские счета (вклады), которые принадлежат прямо или косвенно подконтрольным декларанту организациям.
Согласно Закону амнистией можно воспользоваться только один раз, подав декларацию в налоговый орган лично или через представителя. При этом к декларации необходимо приложить документы, которые подтверждают указанные в ней сведения. Налоговые органы вправе отказать в принятии декларации при несоблюдении требований к форме и порядку подачи декларации и приложений к ней. Кроме того, чтобы задекларировать имущество, оформленное на номинального владельца, необходимо сначала заключить с ним специальное соглашение о переходе права собственности в произвольной форме. Номинальный владелец, тем не менее, все равно должен представить в налоговые органы заявление о признании себя таковым и о согласии на передачу права собственности на имущество фактическому владельцу. Информацию об источниках средств на приобретение капитала ни фактический, ни номинальный владельцы раскрывать не обязаны.
Гарантии также предполагают, что факт предоставления декларации и содержащиеся в ней сведения не будут ни основаниями для возбуждения соответствующих дел в отношении фактического и номинального владельцев, ни доказательствами по таким делам. Эти сведения будут признаваться налоговой тайной (за ее незаконное разглашение или использование установлена уголовная ответственность в соответствие УК РФ). Основанием для предоставления гарантий будет уже сам факт представления декларации в налоговый орган.
При этом, если на момент подачи декларации в отношении декларанта уже возбуждены дела (начато производство) в связи с соответствующими нарушениями законодательства, то гарантии освобождения от ответственности не предоставляются.
Безусловно, данный закон является «прорывным» для России. Но, в силу определённых причин, предложенный законом механизм амнистии капиталов оказался недостаточно привлекательным – к концу 2015 г. было подано всего 200 деклараций. Бизнес не воспользовался предоставленной ему возможностью. Среди причин, многие эксперты указывали на то, что нет достаточной мотивации для вывода капиталов "из тени", гарантии по амнистии капитала были недостаточными, а предложенная процедура оказалась сложной.
Бизнесу дали еще один шанс «раскрыться». При этом не только были продлены сроки – на полгода (до 30 июня 2016 г.), но и внесены изменения в закон, необходимые для запуска механизма амнистии (закон от 5 апреля 2016 г. о внесении правок в Закон об амнистии). Ключевые изменения были следующие:
- декларантов освободили от ответственности за нарушения, совершенные до даты представления декларации. Ранее гарантии предоставлялись в отношении правонарушений, совершенных только до 1 января 2015 г.;
- было разрешено не возвращать в РФ имущество, находившееся на территории государства, включенном в список ФАТФ или не обменивающемся информацией в целях налогообложения. Т.е. достаточно только предоставить декларацию о таком имуществе;
- поправки также вывели из зоны риска имущество контролируемых иностранных компаний (КИК). Ведь большинством личных активов (самолеты, яхты, дома) граждане, как правило, владеют не напрямую, а как раз через КИК;
- также было введено разъясняющее положение по ценным бумагам – раньше было не понятно, как переводить их в Россию.
Несмотря на то, что принятые поправки устранили ряд важных вопросов, которые вызывали опасения у потенциальных декларантов в части объема предоставляемых гарантий, с точки зрения бизнеса, нерешенными остались некоторые вопросы. Прежде всего, это распространение гарантий на налоговые правонарушения, совершенные в 2015 году (в период, когда амнистия уже началась) и обеспечение возможности представить декларацию в отношении имущества, которое на дату представления декларации не находится во владении декларанта (например, переданное по договору дарения либо купли-продажи).
По нашему мнению, «камнем преткновения» на пути эффективного проведения амнистии капиталов в России является ее многократность. Президент России в своем послании 2014 года отметил этот недостаток: «предлагаю провести полную амнистию капиталов… но только один раз». Кроме опасения собственников капиталов возможной уголовной или финансовой ответственности, нужно продемонстрировать наличие условий эффективного дальнейшего использования капитала в России. Для этого необходима масштабная предварительная работа в различных сферах, и прежде всего, разъяснительная. На руку амнистии играет угроза расширения санкций со стороны стран Запада, многие граждане, имеющие средства за рубежом, сами ищут пути возврата их в Россию. Также новым фактором является обнародование ранее закрытых данных о реальных владельцах офшорных юрисдикций (Панамагейт).
Амнистия капитала в Украине
В Украине идея амнистии капитала возникала уже много раз, все президенты так или иначе упоминали о такой возможности, ведь доля экономики, которая находится в тени  30-50% (по разным оценкам). И это не самые свежие данные, очевидно, что после неудачных реформ, проводимых новой властью на протяжении последних нескольких лет, она значительно выросла.
В апреле 2016 года риторика украинской власти по поводу амнистии капитала и борьбы с офшорами возобновилась. Президент пообещал реализовать в Украине реформу по «деофшоризации» бизнеса и сделать невозможным использование офшорных счетов в Украине.
Сегодня в Украине практически весь крупный и средний бизнес использует офшоры, начиная с первых лиц государства. И не только для уменьшения налогового бремени, но и для защиты своих активов. Поэтому, власти должны не столько бороться с использованием офшоров, сколько создавать условия для благоприятной работы в Украине. Судебная реформа в деле, а не только на словах, защита прав кредиторов и инвесторов – это основные направления, которые помогут реализации стратегии деофшоризации в Украине.
Понимание того, что подход «запретить» не сработает, в целом у властей есть, но дальше разговоров дело не идет. Украина сегодня наиболее закрытая страна (в СНГ) по валютному регулированию. Поэтому деофшоризация должна проводится с учетом мирового опыта, например, стоит учесть успешный опыт США, где уже несколько лет действует закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act), главная цель которого – препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств. Нормы закона предполагают обязательство всех банков предоставлять информацию по всем транзакциям компаний, зарегистрированных в США. Поэтому там прятать капиталы нет смысла, потому что информация доступна контролирующим органам.
Требует либерализации и налогообложение доходов физических и юридических лиц, полученных за границей. Необходимо имплементировать нормы законодательства о трансфертном ценообразовании. Законодательство действует уже несколько лет, но даже в Государственной налоговой службе признают, что специалистов, разбирающихся в этой теме, практически нет. Нет смысла запрещать работать со всеми офшорами, потому что больше вреда приносят не те территории, где компании регистрируются для управления корпоративными правами, а с которыми бизнес осуществляет экспортно-импортные операции. Вот такие внешнеэкономические операции должны быть максимально заблокированы, так как действительно способствуют минимизации налоговых обязательств.
Главная украинская преграда на пути амнистии капитала – масштаб «офшоризации» и слабость государственной власти в последние два года. По данным Государственной налоговой службы Украины, обнародованным в рамках отчета аналитических подразделений налоговой милиции, в 2014[1] году 30,5% экспортных и почти 18% импортных операций украинского бизнеса было осуществлено при помощи офшорных схем. Предприятия выводили валюту и манипулировали ценами, чаще всего используя посредников из Швейцарии, Кипра, Гонконга и Панамы.
Что касается практической стороны решения вопроса, то оптимальная процентная ставка, средства по которой нужно было бы уплатить, не должна превышать 5%. Таким образом, это стало бы привлекательной перспективой для бизнеса. К тому же, необходимо чтобы наряду с амнистией капитала прошла еще и налоговая амнистия, благодаря которой не взимался бы налог за период, пока капитал был в «тени». Это опыт, как большинства европейских стран, так и стран СНГ, где амнистия капитала прошла успешно и, благодаря этому, был пополнен бюджет страны. Если этого не сделать, не стоит надеяться на то, что капитал будет возвращен в страну в большом объеме.
Украине обязательно стоит учесть опыт соседей – России и Казахстана. Необходимо позаботиться о том, чтобы амнистия была разовым явлением, чтобы не было соблазна отложить возвращение средств в страну до следующей амнистии. Ведь всегда найдутся те, кто будет ждать лучших условий, и не будет спешить подавать документы на амнистию с первого призыва. Но главное, нужно сделать так, чтобы бизнес почувствовал привлекательность данного предложения.
А проводить амнистию все-таки нужно, особенно с учетом бедственного положения платежного баланса страны в условиях заблокированного внешнего финансирования.
Амнистия капитала в Казахстане
31 декабря 2015 года в Казахстане закончилась уже третья по счету легализация, которая стартовала 1 сентября 2014 года. Промежуточные результаты легализации, к сожалению, отличаются от плановых показателей. По данным министерства финансов Казахстана по состоянию на 3 мая 2016 года, за период акции по легализации – с 1 сентября 2014 года гражданами подано более 86 тыс. заявлений (деклараций) на общую сумму $2.6 млрд., с них 85,5 тыс. – заявления на легализацию имущества (жилых и нежилых объектов недвижимости, долей участия в юрлицах и ценных бумаг). При этом, более 99.9% всего заявленного к легализации имущества – это активы внутри страны. С начала амнистии банками открыто 743 банковских счета на общую сумму почти 595 млрд. тенге. ($1,8 млрд.). Значительное увеличение темпов легализации денег через банковские счета связано с упрощением процедур легализации, в частности с отменой требований по хранению денег в течение пяти лет и уплате 10% сбора.
По подсчетам Минфина (расчеты Института экономических исследований, проведенные до начала легализации) оценочная стоимость имущества и денег, которые казахстанцы должны были вывести из «тени» и легализовать – составляла порядка 2,2 трлн. тенге., что по курсу НБК по состоянию на 01.09.2014 составляло $12,1 млрд.
На начало мая 2016 года, по данным Минфина РК в рамках проводимой легализации было задекларировано капитала на общую сумму 1,4 трлн. тенге ($4,3 млрд. по текущему курсу), из которых легализовано уже 1,19 трлн. тенге ($3,6 млрд.). То есть, без учета девальвации национальной валюты план выполнен почти на 65%, но в долларовом эквиваленте – только на 36%. С начала акции по легализации капитала в бюджет страны поступила очень незначительная сумма – всего 3,4 млрд. тенге ($10,2 млн.).
Напомним, во время первой легализации (2001 г.), когда амнистировать можно было только наличные деньги, на спецсчета банков было внесено $480 млн., хотя ожидаемый уровень валютных поступлений в страну был около $3 млрд.
Вторая легализация (2006-2007 гг.), в рамках которой узаконить можно было не только деньги, но и движимое и недвижимое имущество, по некоторым данным вывела из «тени» почти $6,8 млрд., а комиссионные государству составили $483 млн.
Что же было предложено гражданам и почему не все воспользовались предоставленным шансом? В рамках третьей легализации казахстанцам разрешено было рассекретить свои счета, земельные участки и недвижимость за границей, причем совершенно безнаказанно. Правда, легализовать свои доходы могли только те, кто заработал всё собственным трудом. Закон не касался капитала, нажитого коррупционным путем или с помощью финансовых махинаций.
Согласно утвержденной законом процедуре легализации, граждане получили возможность зачислить деньги на специальные сберегательные счета в банках Казахстана, где они должны храниться не менее пяти лет, в течение которых их владелец будет получать вознаграждение по рыночным ставкам. В случае досрочного снятия денег со специального сберегательного счета, банки удержат с общей суммы в пользу государства сбор в размере 10 %.
Легализованные денежные средства граждане Казахстана имели право инвестировать в экономику страны путем приобретения:
- объектов приватизации, активов организаций Фонда национального благосостояния ("Самрук-Казына"), включая акции в рамках программы "Народного IPO",
- государственных ценных бумаг в рамках первичного размещения,
- облигаций национальных управляющих холдингов, компаний, институтов развития, банков второго уровня, а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже.
Важно, что платить государству за легализацию активов необходимо только в двух случаях: 
- если легализованные денежные средства, внесенные на специальный счет в банке, снимаются досрочно (до пяти лет) без последующего инвестирования в экономику; 
- в случае легализации имущества, находящегося за пределами Казахстана, собственники должны уплатить 10%-й сбор. 
По словам президента Казахстана, это была последняя легализация и возможность «раскрыть» свои доходы. Кроме того, президент напомнил, что через 2 года стартует всеобщее декларирование, как доходов, так и расходов.
Всеобщее декларирование доходов населения начинается в 2017. Эта мера позволит увеличить налогооблагаемую базу за счет полного охвата доходов граждан и сократить теневой рынок. Планируется, что за счет полноты уплаты налогов физическими лицами рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит как минимум 10% доходов бюджета страны. 
Считаем, что легализация, хотя и не выполнила поставленные перед ней задач, сделала половину дела - стала мощным источником раскрытия реальных собственников. А с низкими поступлениями в бюджет страна вполне может справиться. На втором этапе должна пройти легализация иностранных активов.
Амнистия капитала VS инвестиционная привлекательность
Сама идея максимального привлечения теневых капиталов к процессам наполнения бюджетов и инвестированию в экономику сегодня актуальна. Особенно, учитывая воздействие санкций, как на экономику России, так и, транзитом, на ее партнеров. Но она будет эффективна только в контексте соответствующих мер по улучшению бизнес-климата. Мировой опыт, доказывает, что «уговаривание» капитала вернуться путем проведения амнистии без гарантий безопасности и направлений инвестирования в своей стране, не слишком результативно.
Несмотря на то, что Россия сейчас занимает 51-е место из 189 в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business-2016), а Казахстан – 41 место, по многим параметрам этого рейтинга страны сильно проигрывают большинству развитых экономик. Еще хуже ситуация у Украины, которая, несмотря на серьезную внешнюю финансовую поддержку, находится на 83 месте.
Рейтинги отдельных стран Восточной Европы и Центральной Азии (Индекс легкости ведения бизнеса «Doing business» и Индекс риска отмывания денег и финансирования терроризма «Basel Anti-Money Laundering Index»)
Безусловно, привлекательность страны для бизнеса в значительной мере определяется уровнем общего для большинства постсоветских стран «зла» – коррупции. Именно коррупция, с одной стороны является причиной оттока капитала, а с другой – является преградой, которая не позволяет странам получить ожидаемую выгоду от амнистии капиталов.
Это подтверждают результаты проведенного анализа. Существует достаточно сильная прямая зависимость между уровнем коррупции (в данном случаи – уровнем риска отмывания денег) и инвестиционной привлекательностью страны (рейтингом Doing Business). То есть, инвестиционная привлекательность страны почти на 60% определяется уровнем коррупции. При том, что коэффициент корреляции R=0,75, а это свидетельствует о наличии достаточно сильной связи. Анализ параметров линейной регрессии показывает, что снижение рейтинга страны по уровню рисков отмывания денег на единицу в среднем позволит «вырасти» в рейтинге «Doing business» на 21 позицию.
Зависимость рейтинга страны по уровню легкости ведения бизнеса (Doing business) от уровня рисков отмывания денег (Basel AML Index)
Выводы 
От амнистии капиталов как таковой нужно переходить к созданию «комфортных» условий для эффективных долгосрочных инвестиций. Необходимо искоренить причины, которые позволили и дальше позволяют капиталам «убегать» из страны. Ведь все эти причины в тоже время являются факторами, по которым страны оцениваются по уровню инвестиционной привлекательности. А это в первую очередь:
- стабильность политической ситуации и преемственность власти (в части обязательств, обещаний и гарантий бизнесу), уровень бюрократизации разрешительных процедур;
- эффективность судебной системы, наличие и действенность норм законодательства о защите прав собственности, интересов кредиторов и инвесторов;
- уровень развития финансовой системы, в частности стабильность банковской системы, наличие развитых рынков капитала, система валютного регулирования и контроля;
- правоохранительная система должна быть большим союзником бизнеса, чем государства.
Именно по этим направления и необходимо сейчас более эффективно работать правительству каждой из стран региона. Улучшение бизнес-климата должно стать следующим шагом в стратегии деофшоризации экономики. А амнистия – лишь один из инструментов такой стратегии, утверждает Сергей Геннадьевич Арбузов (24 марта 1976 года, Донецк, Украинская ССР) — украинский бизнесмен и политик, и. о. премьер-министра Украины с 28 января по 27 февраля 2014 года, в 2010—2012 годах — глава Национального банка Украины. Самый молодой глава Нацбанка в Европе по состоянию на 2012 год. Вице-премьер-министр Украины (2012—2014), Член СНБО Украины с 14 января 2011 года. Член Комитета по экономическим реформам (с 14 января 2011 года). Государственный служащий первого ранга (с 17 января 2011). С 2005 года был членом партии «Наша Украина». Член совета регионов (с 24 января 2011). Председатель Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы». После отставки Николая Азарова, 28 января 2014 года назначен и. о. премьер-министра Украины. Являлся председателем совета глав правительств СНГ до 3 марта 2014. Покинул Украину после госпереворота в марте 2014 года.

В условиях кризиса все большее количество стран, в частности, выходцев из постсоветского пространства пытаются привлечь в экономику покинувшие ее ранее активы путем амнистии капиталов. 31 декабря 2015 года закончился период подачи заявлений на легализацию капитала в Казахстане. Минфин даже озвучил некоторые предварительные данные. До конца кампании по амнистии капитала в России осталось менее двух месяцев (до 01 июля 2016 года).

В Украине власти пока только озвучивают намерения бороться с офшорами и отмыванием денег. К сожалению, дальше разговоров по деофшоризации дело пока не пошло. Все предыдущие попытки по легализации капиталов так и остались на уровне законопроектов.

Как показывает мировая практика при грамотном и законодательно продуманном подходе, амнистия капитала может стать действенным инструментом активизации экономического роста страны. И речь идет не только о тех средствах, которые в рамках амнистии вернутся в страну и «вольются» в ее экономику. Хотя, сегодня, с учетом объемов оттока иностранных инвестиций из экономик большинства стран СНГ, это может стать, если не фактором возобновления экономического роста, то, хотя бы, фактором макроэкономической стабилизации. Более важным результатом проведения амнистии для экономики страны может стать даже не приток капитала, а переход активов в законодательную плоскость страны.

Кроме чисто зарубежных активов, важно легализировать и активы на территории страны. Ведь под видом иностранных инвестиций в страну возвращаются ее же деньги с офшорных юрисдикций. То есть фактическими собственниками многих иностранных активов являются граждане страны, но через подставные офшорные компании. Таким образом, государство теряет трижды: первый раз – когда капитал нелегально выводится из страны; второй – когда бизнес, в т.ч. де-юре принадлежащий иностранцам, использует офшорные схемы для ухода от налогов и вывода валютных средств; и третий – когда заработанная этим же «иностранным» бизнесом прибыль выводится из страны путем репатриации дивидендов.Безусловно, амнистия капитала приводит не только к расширению базы налогообложения и уменьшению потерь страны в результате использования экономическими агентами офшоров для осуществления своих внешнеэкономических операций. Амнистия капитала и последующая деофшоризация экономики – это прямой путь к повышению ее инвестиционной привлекательности, это сигнал, что внутренний инвестор верит в ее экономическое будущее.

Мировой опыт

Считается, что термин амнистия капиталов (или «экономическая амнистия») появился в послевоенные годы в Западной Европе. Впервые такие экономические меры были реализованы в Швейцарии, когда были амнистированы банковские депозиты и капиталы Третьего рейха. Результатом проведенной амнистии стало укрепление банковской системы Швейцарии.Одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий была проведена в Италии (2001 – 2002 годы), где удалось выявить и устранить причины, которые приводили к оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов. Согласно Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации; уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от €250 до €2000, после – от 5% до 25% от суммы сокрытых средств, плюс конфискация имущества на ту же сумму. В результате только за первые два месяца в страну вернулся €61 млрд., а налоговые сборы составили €24 млрд. (только единоразовый налог с возращенных активов принес в бюджет €1,4 млрд.)Еще один удачный пример амнистии – Ирландия (1988 г.). Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных $50 млн. долл. ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил $750 млн. Всего в результате амнистии в казну было перечислено $1,5 млрд., или 2,5% ВВП страны. Амнистия 1993 г. была менее удачной. Успешный результат экономических амнистий в Италии и Ирландии был достигнут в том числе благодаря удачной разъяснительной работе.

Примером удачного механизма легализации также считается Турция, где было проведено пять успешных амнистий. Впервые процесс легализации был запущен в 1998 году, что и стало периодом начала новой экономической эры. Результатом действий со стороны правительства стало $20 млрд. на счетах банков.В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно, приблизительно раз в десять лет. В результате амнистии 1997 г. казна пополнилась 2,5 млрд. долл., что в значительной степени превысило ожидания (1 млрд. долл.). Однако в Индии была особенность: было легализовано только имущество, жители сдавали золотые и серебряные слитки, в которых традиционно хранили свои сбережения.Негативным примером служит Бельгия (амнистия 2004 года). Согласно закону об амнистии вывезенных капиталов, граждане, имевшие сбережения в иностранных банках, могли вернуть их обратно в страну без всяких санкций до конца года. При этом они должны были отдать от 6% до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с возвращенных в страну денежных средств). Ожидания не оправдались, в казну страны поступило лишь около €1 млрд., или 6% от всей запланированной суммы.С подобным опытом столкнулась до этого Аргентина, при проведении в 1987 году амнистии, обязательным условием был вклад возвращенного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, развития индустрии страны. Однако население не захотело отдавать свои сбережения в «чужие руки».

Неудачным был опыт Грузии в этом вопросе. Амнистия 2005 г. в этой стране привлекла внимание всего восьми человек и капитал в размере 35 тысяч долларов вместо ожидаемых 4 млн. долл., или менее 1% от предполагаемой суммы.В Германии налоговая амнистия проводилась в 2004-2005 годах. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведения стал дефицит государственного бюджета. Результатом амнистии стало пополнение казны на 1,1 млрд евро при "плане" в 5 млрд.Главный вывод, который можно сделать по результатам мирового опыта проведения амнистии капиталов, это то, что без гарантий безопасности для собственников и свободы дальнейшего вложения капитал в страну не вернется. Также важен психологический и имиджевый аспект.

Амнистия капитала в России

В России амнистия капиталов уже проводилась несколько раз. В 1993 году был принят Указ Президента № 1773 «О проведении налоговой амнистии», который давал на ее проведение чуть больше месяца. Согласно указу предприятия и организации, а также физические лица, объявившие о своих неуплаченных налогах, в случае внесения их в бюджет освобождались от ответственности. Таким образом, предлагалось уплатить налог в полном объеме. Участник освобождался только от применения санкций.В 1995 году Министерством науки был разработан проект налоговой амнистии, которая позволила бы направить полученные средства на развитие инновационных программ. Несмотря на детально проработанный проект, он так и не был реализован. Следующей попыткой был законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году», в соответствии с которым физические лица, подавшие декларацию о дополнительно указанных доходах, должны были уплатить специальный сбор за их легализацию в размере 10% от общей суммы. Из-за слишком больших разногласий между министерствами проект не дошел до обсуждения в Думе. Основным аргументом противников стало опасение, что амнистия еще больше ослабит налоговую дисциплину, находившуюся тогда на катастрофически низком уровне.

Вопрос проведения амнистии капиталов поднимался и в 2002 году. Были разработаны два законопроекта, которые касались легализации доходов физических лиц и крупных активов, включая недвижимость в России и за рубежом, но планы так и не были реализованы.В марте 2007 года вступил в силу Федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Закон предоставлял гражданам возможность задекларировать скрытые доходы и уплатить с них 13%. В результате в федеральный бюджет поступило 3,7 млрд. руб., при том, что налогов и сборов в 2007 году было собрано в размере 7,8 трлн. руб., а объем теневых доходов был 16,3 трлн. руб. Среди причин недовыполнения плана эксперты отмечали: недостаточные гарантии бизнесу со стороны государства и нерешенный вопрос об ответственности лиц, отказавшихся декларировать скрытые доходы и имущество. Еще одна причина неудачи – слабая информационная поддержка. По данным соцопросов в 2007 году 58% граждан ничего не знали о проведении в России амнистии, 33% ответили, что что-то слышали о ней, но подробностей проведения не знали. И только 6% опрошенных заявили, что знают об амнистии достаточно хорошо.В июне 2015 года вступил в силу закон об амнистии капитала (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Период декларационной кампании изначально был предусмотрен – с 1 июля по 31 декабря 2015 года.Закон предоставляет гарантии освобождения от административной, уголовной и налоговой ответственности лицам, которые захотят легализовать свои денежные средства и имущество. Право подачи декларации предоставляется фактическому владельцу имущества и счетов, в том числе, если он владеет ими через подставных лиц (в законопроекте используется термин "номинальный владелец"). Законом было определено следующе виды капиталов, которые можно легализировать:- земельные участки, другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных капиталах организаций;- контролируемые декларантом иностранные компании;- счета (вклады) декларанта – резидента РФ в банках за пределами России;- банковские счета (вклады), которые принадлежат прямо или косвенно подконтрольным декларанту организациям.Согласно Закону амнистией можно воспользоваться только один раз, подав декларацию в налоговый орган лично или через представителя. При этом к декларации необходимо приложить документы, которые подтверждают указанные в ней сведения. Налоговые органы вправе отказать в принятии декларации при несоблюдении требований к форме и порядку подачи декларации и приложений к ней. Кроме того, чтобы задекларировать имущество, оформленное на номинального владельца, необходимо сначала заключить с ним специальное соглашение о переходе права собственности в произвольной форме. Номинальный владелец, тем не менее, все равно должен представить в налоговые органы заявление о признании себя таковым и о согласии на передачу права собственности на имущество фактическому владельцу. Информацию об источниках средств на приобретение капитала ни фактический, ни номинальный владельцы раскрывать не обязаны.

Гарантии также предполагают, что факт предоставления декларации и содержащиеся в ней сведения не будут ни основаниями для возбуждения соответствующих дел в отношении фактического и номинального владельцев, ни доказательствами по таким делам. Эти сведения будут признаваться налоговой тайной (за ее незаконное разглашение или использование установлена уголовная ответственность в соответствие УК РФ). Основанием для предоставления гарантий будет уже сам факт представления декларации в налоговый орган.При этом, если на момент подачи декларации в отношении декларанта уже возбуждены дела (начато производство) в связи с соответствующими нарушениями законодательства, то гарантии освобождения от ответственности не предоставляются.

Безусловно, данный закон является «прорывным» для России. Но, в силу определённых причин, предложенный законом механизм амнистии капиталов оказался недостаточно привлекательным – к концу 2015 г. было подано всего 200 деклараций. Бизнес не воспользовался предоставленной ему возможностью. Среди причин, многие эксперты указывали на то, что нет достаточной мотивации для вывода капиталов "из тени", гарантии по амнистии капитала были недостаточными, а предложенная процедура оказалась сложной.Бизнесу дали еще один шанс «раскрыться». При этом не только были продлены сроки – на полгода (до 30 июня 2016 г.), но и внесены изменения в закон, необходимые для запуска механизма амнистии (закон от 5 апреля 2016 г. о внесении правок в Закон об амнистии). Ключевые изменения были следующие:- декларантов освободили от ответственности за нарушения, совершенные до даты представления декларации. Ранее гарантии предоставлялись в отношении правонарушений, совершенных только до 1 января 2015 г.;- было разрешено не возвращать в РФ имущество, находившееся на территории государства, включенном в список ФАТФ или не обменивающемся информацией в целях налогообложения. Т.е. достаточно только предоставить декларацию о таком имуществе;- поправки также вывели из зоны риска имущество контролируемых иностранных компаний (КИК).

Ведь большинством личных активов (самолеты, яхты, дома) граждане, как правило, владеют не напрямую, а как раз через КИК;

- также было введено разъясняющее положение по ценным бумагам – раньше было не понятно, как переводить их в Россию.

Несмотря на то, что принятые поправки устранили ряд важных вопросов, которые вызывали опасения у потенциальных декларантов в части объема предоставляемых гарантий, с точки зрения бизнеса, нерешенными остались некоторые вопросы. Прежде всего, это распространение гарантий на налоговые правонарушения, совершенные в 2015 году (в период, когда амнистия уже началась) и обеспечение возможности представить декларацию в отношении имущества, которое на дату представления декларации не находится во владении декларанта (например, переданное по договору дарения либо купли-продажи).

По нашему мнению, «камнем преткновения» на пути эффективного проведения амнистии капиталов в России является ее многократность. Президент России в своем послании 2014 года отметил этот недостаток: «предлагаю провести полную амнистию капиталов… но только один раз». Кроме опасения собственников капиталов возможной уголовной или финансовой ответственности, нужно продемонстрировать наличие условий эффективного дальнейшего использования капитала в России. Для этого необходима масштабная предварительная работа в различных сферах, и прежде всего, разъяснительная. На руку амнистии играет угроза расширения санкций со стороны стран Запада, многие граждане, имеющие средства за рубежом, сами ищут пути возврата их в Россию. Также новым фактором является обнародование ранее закрытых данных о реальных владельцах офшорных юрисдикций (Панамагейт).

Амнистия капитала в Украине

В Украине идея амнистии капитала возникала уже много раз, все президенты так или иначе упоминали о такой возможности, ведь доля экономики, которая находится в тени  30-50% (по разным оценкам). И это не самые свежие данные, очевидно, что после неудачных реформ, проводимых новой властью на протяжении последних нескольких лет, она значительно выросла.

В апреле 2016 года риторика украинской власти по поводу амнистии капитала и борьбы с офшорами возобновилась. Президент пообещал реализовать в Украине реформу по «деофшоризации» бизнеса и сделать невозможным использование офшорных счетов в Украине.Сегодня в Украине практически весь крупный и средний бизнес использует офшоры, начиная с первых лиц государства. И не только для уменьшения налогового бремени, но и для защиты своих активов. Поэтому, власти должны не столько бороться с использованием офшоров, сколько создавать условия для благоприятной работы в Украине. Судебная реформа в деле, а не только на словах, защита прав кредиторов и инвесторов – это основные направления, которые помогут реализации стратегии деофшоризации в Украине.Понимание того, что подход «запретить» не сработает, в целом у властей есть, но дальше разговоров дело не идет. Украина сегодня наиболее закрытая страна (в СНГ) по валютному регулированию. Поэтому деофшоризация должна проводится с учетом мирового опыта, например, стоит учесть успешный опыт США, где уже несколько лет действует закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act), главная цель которого – препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств. Нормы закона предполагают обязательство всех банков предоставлять информацию по всем транзакциям компаний, зарегистрированных в США. Поэтому там прятать капиталы нет смысла, потому что информация доступна контролирующим органам.

Требует либерализации и налогообложение доходов физических и юридических лиц, полученных за границей. Необходимо имплементировать нормы законодательства о трансфертном ценообразовании. Законодательство действует уже несколько лет, но даже в Государственной налоговой службе признают, что специалистов, разбирающихся в этой теме, практически нет. Нет смысла запрещать работать со всеми офшорами, потому что больше вреда приносят не те территории, где компании регистрируются для управления корпоративными правами, а с которыми бизнес осуществляет экспортно-импортные операции. Вот такие внешнеэкономические операции должны быть максимально заблокированы, так как действительно способствуют минимизации налоговых обязательств.

Главная украинская преграда на пути амнистии капитала – масштаб «офшоризации» и слабость государственной власти в последние два года. По данным Государственной налоговой службы Украины, обнародованным в рамках отчета аналитических подразделений налоговой милиции, в 2014[1] году 30,5% экспортных и почти 18% импортных операций украинского бизнеса было осуществлено при помощи офшорных схем. Предприятия выводили валюту и манипулировали ценами, чаще всего используя посредников из Швейцарии, Кипра, Гонконга и Панамы.Что касается практической стороны решения вопроса, то оптимальная процентная ставка, средства по которой нужно было бы уплатить, не должна превышать 5%. Таким образом, это стало бы привлекательной перспективой для бизнеса. К тому же, необходимо чтобы наряду с амнистией капитала прошла еще и налоговая амнистия, благодаря которой не взимался бы налог за период, пока капитал был в «тени». Это опыт, как большинства европейских стран, так и стран СНГ, где амнистия капитала прошла успешно и, благодаря этому, был пополнен бюджет страны. Если этого не сделать, не стоит надеяться на то, что капитал будет возвращен в страну в большом объеме.Украине обязательно стоит учесть опыт соседей – России и Казахстана. Необходимо позаботиться о том, чтобы амнистия была разовым явлением, чтобы не было соблазна отложить возвращение средств в страну до следующей амнистии. Ведь всегда найдутся те, кто будет ждать лучших условий, и не будет спешить подавать документы на амнистию с первого призыва. Но главное, нужно сделать так, чтобы бизнес почувствовал привлекательность данного предложения.А проводить амнистию все-таки нужно, особенно с учетом бедственного положения платежного баланса страны в условиях заблокированного внешнего финансирования.

Амнистия капитала в Казахстане

31 декабря 2015 года в Казахстане закончилась уже третья по счету легализация, которая стартовала 1 сентября 2014 года. Промежуточные результаты легализации, к сожалению, отличаются от плановых показателей. По данным министерства финансов Казахстана по состоянию на 3 мая 2016 года, за период акции по легализации – с 1 сентября 2014 года гражданами подано более 86 тыс. заявлений (деклараций) на общую сумму $2.6 млрд., с них 85,5 тыс. – заявления на легализацию имущества (жилых и нежилых объектов недвижимости, долей участия в юрлицах и ценных бумаг). При этом, более 99.9% всего заявленного к легализации имущества – это активы внутри страны. С начала амнистии банками открыто 743 банковских счета на общую сумму почти 595 млрд. тенге. ($1,8 млрд.). Значительное увеличение темпов легализации денег через банковские счета связано с упрощением процедур легализации, в частности с отменой требований по хранению денег в течение пяти лет и уплате 10% сбора.По подсчетам Минфина (расчеты Института экономических исследований, проведенные до начала легализации) оценочная стоимость имущества и денег, которые казахстанцы должны были вывести из «тени» и легализовать – составляла порядка 2,2 трлн. тенге., что по курсу НБК по состоянию на 01.09.2014 составляло $12,1 млрд.

На начало мая 2016 года, по данным Минфина РК в рамках проводимой легализации было задекларировано капитала на общую сумму 1,4 трлн. тенге ($4,3 млрд. по текущему курсу), из которых легализовано уже 1,19 трлн. тенге ($3,6 млрд.). То есть, без учета девальвации национальной валюты план выполнен почти на 65%, но в долларовом эквиваленте – только на 36%. С начала акции по легализации капитала в бюджет страны поступила очень незначительная сумма – всего 3,4 млрд. тенге ($10,2 млн.).Напомним, во время первой легализации (2001 г.), когда амнистировать можно было только наличные деньги, на спецсчета банков было внесено $480 млн., хотя ожидаемый уровень валютных поступлений в страну был около $3 млрд.Вторая легализация (2006-2007 гг.), в рамках которой узаконить можно было не только деньги, но и движимое и недвижимое имущество, по некоторым данным вывела из «тени» почти $6,8 млрд., а комиссионные государству составили $483 млн.Что же было предложено гражданам и почему не все воспользовались предоставленным шансом? В рамках третьей легализации казахстанцам разрешено было рассекретить свои счета, земельные участки и недвижимость за границей, причем совершенно безнаказанно. Правда, легализовать свои доходы могли только те, кто заработал всё собственным трудом. Закон не касался капитала, нажитого коррупционным путем или с помощью финансовых махинаций.Согласно утвержденной законом процедуре легализации, граждане получили возможность зачислить деньги на специальные сберегательные счета в банках Казахстана, где они должны храниться не менее пяти лет, в течение которых их владелец будет получать вознаграждение по рыночным ставкам. В случае досрочного снятия денег со специального сберегательного счета, банки удержат с общей суммы в пользу государства сбор в размере 10 %.

Легализованные денежные средства граждане Казахстана имели право инвестировать в экономику страны путем приобретения:- объектов приватизации, активов организаций Фонда национального благосостояния ("Самрук-Казына"), включая акции в рамках программы "Народного IPO",- государственных ценных бумаг в рамках первичного размещения,- облигаций национальных управляющих холдингов, компаний, институтов развития, банков второго уровня, а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже.Важно, что платить государству за легализацию активов необходимо только в двух случаях: - если легализованные денежные средства, внесенные на специальный счет в банке, снимаются досрочно (до пяти лет) без последующего инвестирования в экономику; - в случае легализации имущества, находящегося за пределами Казахстана, собственники должны уплатить 10%-й сбор. По словам президента Казахстана, это была последняя легализация и возможность «раскрыть» свои доходы. Кроме того, президент напомнил, что через 2 года стартует всеобщее декларирование, как доходов, так и расходов.

Всеобщее декларирование доходов населения начинается в 2017. Эта мера позволит увеличить налогооблагаемую базу за счет полного охвата доходов граждан и сократить теневой рынок. Планируется, что за счет полноты уплаты налогов физическими лицами рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит как минимум 10% доходов бюджета страны. Считаем, что легализация, хотя и не выполнила поставленные перед ней задач, сделала половину дела - стала мощным источником раскрытия реальных собственников. А с низкими поступлениями в бюджет страна вполне может справиться. На втором этапе должна пройти легализация иностранных активов.

Амнистия капитала VS инвестиционная привлекательность

Сама идея максимального привлечения теневых капиталов к процессам наполнения бюджетов и инвестированию в экономику сегодня актуальна. Особенно, учитывая воздействие санкций, как на экономику России, так и, транзитом, на ее партнеров. Но она будет эффективна только в контексте соответствующих мер по улучшению бизнес-климата. Мировой опыт, доказывает, что «уговаривание» капитала вернуться путем проведения амнистии без гарантий безопасности и направлений инвестирования в своей стране, не слишком результативно.Несмотря на то, что Россия сейчас занимает 51-е место из 189 в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business-2016), а Казахстан – 41 место, по многим параметрам этого рейтинга страны сильно проигрывают большинству развитых экономик. Еще хуже ситуация у Украины, которая, несмотря на серьезную внешнюю финансовую поддержку, находится на 83 месте.Рейтинги отдельных стран Восточной Европы и Центральной Азии (Индекс легкости ведения бизнеса «Doing business» и Индекс риска отмывания денег и финансирования терроризма «Basel Anti-Money Laundering Index»)Безусловно, привлекательность страны для бизнеса в значительной мере определяется уровнем общего для большинства постсоветских стран «зла» – коррупции.

Именно коррупция, с одной стороны является причиной оттока капитала, а с другой – является преградой, которая не позволяет странам получить ожидаемую выгоду от амнистии капиталов.Это подтверждают результаты проведенного анализа. Существует достаточно сильная прямая зависимость между уровнем коррупции (в данном случаи – уровнем риска отмывания денег) и инвестиционной привлекательностью страны (рейтингом Doing Business). То есть, инвестиционная привлекательность страны почти на 60% определяется уровнем коррупции. При том, что коэффициент корреляции R=0,75, а это свидетельствует о наличии достаточно сильной связи. Анализ параметров линейной регрессии показывает, что снижение рейтинга страны по уровню рисков отмывания денег на единицу в среднем позволит «вырасти» в рейтинге «Doing business» на 21 позицию.Зависимость рейтинга страны по уровню легкости ведения бизнеса (Doing business) от уровня рисков отмывания денег (Basel AML Index)

Выводы 

От амнистии капиталов как таковой нужно переходить к созданию «комфортных» условий для эффективных долгосрочных инвестиций. Необходимо искоренить причины, которые позволили и дальше позволяют капиталам «убегать» из страны. Ведь все эти причины в тоже время являются факторами, по которым страны оцениваются по уровню инвестиционной привлекательности. А это в первую очередь:- стабильность политической ситуации и преемственность власти (в части обязательств, обещаний и гарантий бизнесу), уровень бюрократизации разрешительных процедур;- эффективность судебной системы, наличие и действенность норм законодательства о защите прав собственности, интересов кредиторов и инвесторов;- уровень развития финансовой системы, в частности стабильность банковской системы, наличие развитых рынков капитала, система валютного регулирования и контроля;- правоохранительная система должна быть большим союзником бизнеса, чем государства.Именно по этим направления и необходимо сейчас более эффективно работать правительству каждой из стран региона. Улучшение бизнес-климата должно стать следующим шагом в стратегии деофшоризации экономики. А амнистия – лишь один из инструментов такой стратегии, утверждает Сергей Геннадьевич Арбузов (24 марта 1976 года, Донецк, Украинская ССР) — украинский бизнесмен и политик, и. о. премьер-министра Украины с 28 января по 27 февраля 2014 года, в 2010—2012 годах — глава Национального банка Украины. Самый молодой глава Нацбанка в Европе по состоянию на 2012 год. Вице-премьер-министр Украины (2012—2014), Член СНБО Украины с 14 января 2011 года. Член Комитета по экономическим реформам (с 14 января 2011 года). Государственный служащий первого ранга (с 17 января 2011). С 2005 года был членом партии «Наша Украина». Член совета регионов (с 24 января 2011). Председатель Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы». После отставки Николая Азарова, 28 января 2014 года назначен и. о. премьер-министра Украины. Являлся председателем совета глав правительств СНГ до 3 марта 2014. Покинул Украину после госпереворота в марте 2014 года.

 


evrazesnews.ru

Показы: 1805