Размер текста: - o +

МИД России: Договор о РСМД стал серьезным раздражителем

Герман Напольский 06-07-2015 12:09:03

 

 В последние годы Договор о ракетах средней и меньшей дальности стал серьезным раздражителем в российско-американских отношениях. Об этом заявил Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов.
 При этом, отметил он, поначалу американские партнеры «путались в показаниях» и было трудно понять, о чем идет речь, поскольку в качестве «нарушителей» назывались разные ракеты, включая Р-500 и РС-26. Не сразу, но, в конце концов, стало очевидным, что речь все-таки идет о чем-то другом – о некой крылатой ракете, которая якобы испытывалась несколько лет назад на дальность, подпадающую под установленные ДРСМД запреты. Это еще раз подтвердила Геттемюллер в своем интервью.
Российская сторона сразу выразила готовность предметно обсудить американские озабоченности и попросили представить более конкретную информацию. Соединенные Штаты отказались это сделать, заявив, что мы и так должны знать, о чем идет речь. Фактически России чуть ли не в ультимативной форме предложили «посыпать голову пеплом», признать нарушения и устранить их, причем «проверяемым образом». 
 Кстати, непонятно, о какой проверке может идти речь, если существовавший ранее верификационный механизм в рамках ДРСМД прекратил свое действие. 
 "Такое впечатление, что партнеры без всяких на то юридических оснований стремятся установить контроль над нашей «оборонкой» и испытательными полигонами. Это, конечно, несерьезно, но главное даже не в этом, а в том, что на такой экзотической по нормальным меркам основе полноценный разговор выстроить нельзя. Все это вызывает в памяти скандальную историю с «оружием массового уничтожения Саддама Хусейна».
В отличие от американских, наши претензии предельно конкретны и основательно подкреплены фактами и аргументами",- также отметил представитель МИД России. 
Во-первых, по его словам, у России возникает много вопросов в связи с использованием США при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней, сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности. Характер и масштаб американской испытательной программы заставляют усомниться в ее соответствии заявленным целям. Так, в США разработано и протестировано более 10 моделей ракет-мишеней, включая различные модификации. При этом по прямому назначению, т.е. в качестве мишеней для противоракет, использовалась лишь часть из них, а во многих случаях ракеты-перехватчики даже не запускались. Это дает основания предположить, что под видом испытаний средств ПРО в США могут отрабатываться практические аспекты, связанные с производством и боевым применением баллистических ракет средней дальности. То есть, добавил Михаил Ульянов, на внешне законных основаниях проводятся запрещенные испытания.
Во-вторых, США уже много лет производят и используют ударные беспилотные летательные аппараты, которые со всей очевидностью подпадают под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования. В этом легко убедиться, если перечитать формулировки подпункта «а» пункта 1 Статьи VI Договора о РСМД. Более того, наши оценки подкреплены мнением американских правительственных юристов, зафиксированным в так называемом постатейном анализе ДРСМД, который был представлен администрацией Р.Рейгана в Сенат США при ратификации этого соглашения. В постатейном анализе задается вопрос: как идентифицировать крылатую ракету, подпадающую под запретительные положения Договора. И тут же дается ответ о том, что все определяется тремя критериями. Первый – относится ли крылатая ракета к средствам наземного базирования. Второй – является ли крылатая ракета средством доставки оружия. Третий – способна ли крылатая ракета действовать в пределах запрещенной Договором дальности, которая составляет от 500 до 5500 км. 
 "Как видим, вооруженные беспилотники полностью соответствуют указанным критериям. Добавлю, что беспилотные летательные аппараты подпадают под международный Режим контроля за ракетной технологией, что лишний раз указывает на их взаимосвязь с ДРСМД",- также отметил Михаил Ульянов.
"Американские партнеры говорят нам, что в период разработки Договора еще было трудно представить создание в будущем боевых БЛА. Возможно и так. Но тогда на более позднем этапе, когда такие планы появились, американская сторона должна была бы обратиться к нам с предложением о внесении в ДРСМД соответствующей поправки, которая выводила бы беспилотники за сферу действия Договора. Однако этого не было сделано. Вашингтон попросту пренебрег положениями ДРСМД, проигнорировал неоднократные постановки нами этого вопроса по дипканалам еще в начале «нулевых» годов и приступил к массовому производству ударных БЛА",- добавил он.
Третья претензия связана с планами создания в Румынии и Польше береговой системы противоракетной обороны «Иджис». В ней планируется использование универсальной установки вертикального пуска Мк-41, которая до сих пор применялась исключительно на американских военных кораблях, в том числе для запуска как противоракет, так и «Томагавков», которые являются крылатыми ракетами средней дальности. Использование последних вместе с Мк-41 с морских платформ не запрещено Договором. Но перемещение с моря на сушу установки, способной запускать и уже многократно запускавшей ракеты средней дальности, будет представлять собой грубое нарушение ДРСМД. Об этом, кстати, прямо говорят и добросовестные американские аналитики.
Оправдываясь, американская сторона, как это сделала и Геттемюллер в своем интервью, утверждает, что планируемые к размещению в Румынии установки Мк-41 якобы принципиально отличаются от корабельных и не будут способны запускать ракеты средней дальности, в том числе те же «Томагавки», хотя они успешно запускаются с тех же самых установок на военно-морских судах. Нам фактически предлагается довольствоваться этими устными заверениями. Но, отметил Михаил Ульянов в вопросах, связанных с национальной безопасностью, невозможно полагаться только на слова. Обсуждать же технические детали и тем более предоставить возможность на месте удостовериться в обоснованности подобных заверений американская сторона желанием, мягко говоря, не горит.
"Рассчитываем, что в ходе дальнейших контактов наши собеседники перестанут отделываться общими словами и предоставят более убедительные разъяснения. Аргументы типа «а у нас другое мнение» или «мы с вами не согласны» мы, естественно, не принимаем и принимать не будем",- добавил представитель МИД России. 

 В последние годы Договор о ракетах средней и меньшей дальности стал серьезным раздражителем в российско-американских отношениях. Об этом заявил Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов. 

При этом, отметил он, поначалу американские партнеры «путались в показаниях» и было трудно понять, о чем идет речь, поскольку в качестве «нарушителей» назывались разные ракеты, включая Р-500 и РС-26. Не сразу, но, в конце концов, стало очевидным, что речь все-таки идет о чем-то другом – о некой крылатой ракете, которая якобы испытывалась несколько лет назад на дальность, подпадающую под установленные ДРСМД запреты. Это еще раз подтвердила Геттемюллер в своем интервью.

Российская сторона сразу выразила готовность предметно обсудить американские озабоченности и попросили представить более конкретную информацию. Соединенные Штаты отказались это сделать, заявив, что мы и так должны знать, о чем идет речь. Фактически России чуть ли не в ультимативной форме предложили «посыпать голову пеплом», признать нарушения и устранить их, причем «проверяемым образом».  Кстати, непонятно, о какой проверке может идти речь, если существовавший ранее верификационный механизм в рамках ДРСМД прекратил свое действие.  

"Такое впечатление, что партнеры без всяких на то юридических оснований стремятся установить контроль над нашей «оборонкой» и испытательными полигонами. Это, конечно, несерьезно, но главное даже не в этом, а в том, что на такой экзотической по нормальным меркам основе полноценный разговор выстроить нельзя. Все это вызывает в памяти скандальную историю с «оружием массового уничтожения Саддама Хусейна».

В отличие от американских, наши претензии предельно конкретны и основательно подкреплены фактами и аргументами",- также отметил представитель МИД России. 

Во-первых, по его словам, у России возникает много вопросов в связи с использованием США при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней, сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности. Характер и масштаб американской испытательной программы заставляют усомниться в ее соответствии заявленным целям. Так, в США разработано и протестировано более 10 моделей ракет-мишеней, включая различные модификации. При этом по прямому назначению, т.е. в качестве мишеней для противоракет, использовалась лишь часть из них, а во многих случаях ракеты-перехватчики даже не запускались. Это дает основания предположить, что под видом испытаний средств ПРО в США могут отрабатываться практические аспекты, связанные с производством и боевым применением баллистических ракет средней дальности. То есть, добавил Михаил Ульянов, на внешне законных основаниях проводятся запрещенные испытания.

Во-вторых, США уже много лет производят и используют ударные беспилотные летательные аппараты, которые со всей очевидностью подпадают под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования. В этом легко убедиться, если перечитать формулировки подпункта «а» пункта 1 Статьи VI Договора о РСМД. Более того, российские оценки подкреплены мнением американских правительственных юристов, зафиксированным в так называемом постатейном анализе ДРСМД, который был представлен администрацией Р.Рейгана в Сенат США при ратификации этого соглашения. В постатейном анализе задается вопрос: как идентифицировать крылатую ракету, подпадающую под запретительные положения Договора. И тут же дается ответ о том, что все определяется тремя критериями. Первый – относится ли крылатая ракета к средствам наземного базирования. Второй – является ли крылатая ракета средством доставки оружия. Третий – способна ли крылатая ракета действовать в пределах запрещенной Договором дальности, которая составляет от 500 до 5500 км.  

"Как видим, вооруженные беспилотники полностью соответствуют указанным критериям. Добавлю, что беспилотные летательные аппараты подпадают под международный Режим контроля за ракетной технологией, что лишний раз указывает на их взаимосвязь с ДРСМД",- также отметил Михаил Ульянов.

"Американские партнеры говорят нам, что в период разработки Договора еще было трудно представить создание в будущем боевых БЛА. Возможно и так. Но тогда на более позднем этапе, когда такие планы появились, американская сторона должна была бы обратиться к нам с предложением о внесении в ДРСМД соответствующей поправки, которая выводила бы беспилотники за сферу действия Договора. Однако этого не было сделано. Вашингтон попросту пренебрег положениями ДРСМД, проигнорировал неоднократные постановки нами этого вопроса по дипканалам еще в начале «нулевых» годов и приступил к массовому производству ударных БЛА",- добавил он.

Третья претензия связана с планами создания в Румынии и Польше береговой системы противоракетной обороны «Иджис». В ней планируется использование универсальной установки вертикального пуска Мк-41, которая до сих пор применялась исключительно на американских военных кораблях, в том числе для запуска как противоракет, так и «Томагавков», которые являются крылатыми ракетами средней дальности. Использование последних вместе с Мк-41 с морских платформ не запрещено Договором. Но перемещение с моря на сушу установки, способной запускать и уже многократно запускавшей ракеты средней дальности, будет представлять собой грубое нарушение ДРСМД. Об этом, кстати, прямо говорят и добросовестные американские аналитики.Оправдываясь, американская сторона, как это сделала и Геттемюллер в своем интервью, утверждает, что планируемые к размещению в Румынии установки Мк-41 якобы принципиально отличаются от корабельных и не будут способны запускать ракеты средней дальности, в том числе те же «Томагавки», хотя они успешно запускаются с тех же самых установок на военно-морских судах. Нам фактически предлагается довольствоваться этими устными заверениями. Но, отметил Михаил Ульянов в вопросах, связанных с национальной безопасностью, невозможно полагаться только на слова. Обсуждать же технические детали и тем более предоставить возможность на месте удостовериться в обоснованности подобных заверений американская сторона желанием, мягко говоря, не горит.

"Рассчитываем, что в ходе дальнейших контактов наши собеседники перестанут отделываться общими словами и предоставят более убедительные разъяснения. Аргументы типа «а у нас другое мнение» или «мы с вами не согласны» мы, естественно, не принимаем и принимать не будем",- добавил представитель МИД России. 

 


evrazesnews.ru

Показы: 1621