Размер текста: - o +

Современные медиа - интеграция в действии

24-04-2012 12:29:44

 

Алексей Меркулов, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Развитие средств массовой коммуникации, глобализация и явление как технической, так и контентной конвергенции позволяют сегодня говорить о появлении новых источников информации, новых способах взаимодействия информации и человека. Одним из главных вопросов на сегодняшний день – кто же является источником информации в контексте современной развитости средств массовой коммуникации и мультикультурной среды? Становление новых форматов подачи информации позволяет говорить о смещении приоритетов в интеграции различных идей в общественное сознание.

Для правильного определения такого явления как «новые медиа» необходимо понимание термина «медийность». В контексте технологического и содержательного развития современных средств массовой коммуникации определение «медийности» имеет несколько значений. 

С точки зрения потребителя информации «медийность» можно определять как присутствие какого-либо субъекта (личности, компании) в средствах массовых информации. Сегодня в связи с тем, что информация представляет особый интерес и является основным эквивалентом валюты, присутствие в печатных СМИ, на телевидение, в сети интернет позволяет субъектам коммуникационной деятельности управлять общественным мнением, тем самым влияя на свой имидж.  Таким образом «медийность» - это степень присутствия компании в СМИ и знание потребителем информации о субъекте коммуникационной деятельности.

Медийность как технологическая характеристика современных средств массовой коммуникации сводится к двум основным понятиям: конвегенции и глобализации.  Присутствие печатных СМИ, радио, телевидения в сети интернет позволяет им использовать новые инструменты. Дегитализация (оцифровка информации) позволяет использовать многоформатность в подаче сообщений объектам коммуникационных процессов. Наблюдая присутствие радио, телевидения и других СМИ в интернете можно заметить использование видео и аудио подкастов. Таким образом, «медийность» можно определить как многоформатный подход СМИ к формированию сообщений для потребителей информации.

С производственной точки зрения медийность представляет собой способность средств массовой коммуникации воспроизводить различные мультимедийные форматы. К примеру, компьютер, как единая технологическая система, может воспроизводить видео, аудио форматы, использоваться как визуальный редактор и т.д.

Медийность подразумевает прежде всего  передачу сообщений от субъекта коммуникации объекту с целью моделирования у второго определенного знания о первом, используя информационные ресурсы.

Исходя из этого, новые медиа можно бы было определить как систему субъект-объектных взаимоотношений по передаче информации с использованием современных средств массовой коммуникации. Но, в связи с последними тенденциями развития СМК, коммуникационной модели «Веб 2.0» в частности, новые медиа на сегодняшний день определяются как субъект-субъектные взаимоотношения по передаче информации, с использованием современных средств массовой коммуникации.

Эволюция медиа-среды как содержательно, так и технологически на сегодняшний день позволяет говорить о больших изменениях и об уходе от традиционных медиа. Так, если пятнадцать лет назад мы говорили о таких понятиях как: пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-мероприятия, презентация продукта для прессы и т.п., то сегодня можно констатировать факт, что субститутом прессы стали социальные сети. Каждый участник сети интернет публичен, каждый может быть журналистом, потому что у каждого есть медиа, каждый специалист по связям с общественностью, так как основная цель - это продвижения себя в сети интернет.

В связи с возможность влиять на контент, предлагаемый в сети, можно выделить свои плюсы и минусы "непрофессиональной" среды интернет.

К безусловным плюсам этого явления можно отнести то, что все пользователи сети находятся на одном пространстве, которое подчиняется определенным правилам и нормам. Высокая скорость передачи сообщений, присутствия аудио и видео подкастов, возможность  редактирования сообщений и их массового распространения, огромная целенаправленная аудитория, плюрализм мнений и двадцати четырех часовая доступность приводитят к эффективному общению в реальном времени и дает большой управленческий ресурс.

С другой стороны в качестве минуса можно отметить, что существует аудитория непрофессионально подготовленная,  есть необходимость в быстром реагировании на сложившуюся ситуацию и распространено большое количество ошибок.

Основную тенденцию развития медиа на сегодняшний день можно определить как уход от локальных медиа и переход к международным медиа, то есть процесс глобализации. Мир – это "глобальная деревня".  Благодаря развитию средств массовой коммуникации мы можем говорить о общедоступности информации в любое время.

Парадигма "Веб 2.0", в частности, включающая большее количество пользователей в управление контентом, дала мощный импульс конвергенции коммуникационных сфер. Сегодня слияние различных форматов подачи информации на одном ресурсе позволяет получать наиболее полную картину.

Во-первых, конвергенцию можно рассматривать как некое технологическое слияние, которое позволяет техническим носителям  доставлять информацию пользователю.  В основе технологического подхода к изучению процесса конвергенции лежит процесс дигитализации, который позволяет соединять печатное слово, аудио и видео подкасты. Оцифрованную информацию возможно легко и быстро передать в пространстве и времени.   Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации.

Во-вторых, конвергенция – слияние прежде различных медиа (разобщенность используемых средств). Вещание радио и телевидения в интернете, Большая советская энциклопедия на одном компакт-диске, просмотр фильмов на каком либо телеканале, веб-сайт журнала "Русский репортер" -  все это характеризует контентную конвергенцию. Передача функций одних СМИ другим, сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров.

В третьих, с экономической точки зрения, конвергенция – это слияние рынков. Современная индустрия идет на сближение с телекоммуникационным сектором для продвижение своих интересов.

Развитие процесса конвергенции изменяет роль аудитории. Из пассивных пользователей потребители информации объединяются  в конкретные группы - социальные сети. Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Пользователь имеет возможность редактировать информацию, добавлять новую, моделировать виртуальную реальность интернет сети, влияя на повседневный ход событий в обыденной жизни.

Таким образом, конвергенция играет определяющую роль в формировании современных медиа, так как именно она как процесс слияния дает возможность появления инновационных подходов в решении проблемы взаимосвязи потребителя и производителя информации.

С изменением степени участия пользователей в жизни сети интернет начинает изменяться понимание личности в сети. Если в начале 90-х мы могли назвать личностью в сети человека медийного, то есть человека, чей имидж продвигался, то сегодня каждый из пользователей сети интернет является личностью. Каждый является модератором своего собственного образа – имиджа. Каждый определяет сферу своих интересов: какая музыка нравится пользователю, какие бы фильмы он посмотрел, какие бы книги прочел, а какие нет. Каждая социальная сеть как общность каких-то людей обладает своим нормами поведения, своим правилами, в каждой есть свои лидеры, каждая представляет какие-то особые возможности своим пользователям. Таким образом, часто виртуальный портрет человека (то о чем он пишет, говорит, как себя позиционирует) и реальный человек отличаются, как небо и земля. Интернет-среда позволяет человеку моделировать свой образ в зависимости от целей и задач данного человека на данном интернет пространстве.

Новые средства коммуникации значительно упрощают социальные процессы в обществе. Гораздо легче найти единомышленника в интернете по тегам его интересов, чем встретить на улице. Также гораздо легче связаться с человеком, даже если он находится на другом континенте.   Процесс кооперации по интересам, по политическим или религиозным взглядам значительно упрощается, что в свою очередь также упрощает процесс воздействия на уже сложившиеся или складывающиеся социальные группы.

В силу того, что новые медиа моделируются большей частью непрофессиональным сообществом, то есть обычными людьми, то социальные сети, блоги и другие площадки для проявления своего "я"  представляют особый интерес для государства. Доступность общественного мнения позволяет эффективно измерять вовлеченность людей в обще-политическую жизнь страны, измерять степень удовлетворенности или неудовлетворенности правящей элитой. Новые медиа как инструмент гражданской журналистики являются неким «градусником», индикатором, «лакмусовой бумажкой» для проведения аналитической работы органами власти. Новые медиа являются эффективным инструментом для поддержания диалога между властью и обществом через оценку общественного мнения в реальном времени и определение лидеров общественного мнения.

Новые медиа представляют особый интерес для PR-специалистов, маркетологов и рекламщиков. Непосредственный контакт с потребителем, возможность в реальном времени в сети интернет "с глазу на глаз" обсудить свой продукт и новые возможности воздействия на свою целевую аудиторию выделяют новые медиа как перспективный инструмент PR и рекламы в бизнесе. Широкие возможности по презентации продукта большому количеству человек, непосредственная коммуникация с потребителем, низкие финансовые затраты, что в свою очередь повышает конкуренцию на рынке - все это можно выделить как отличительную характеристику новых медиа.


Таким образом, новые средства коммуникации  формируют совершенно иные как количественные, так и качественные характеристики современного общества, напрямую влияя на социальную, экономическую, политическую, культурную и духовную сферы жизнедеятельности.


evrazesnews.ru

Показы: 35012