Размер текста: - o +

Арам Саркисянц: «Евразийская интеграция - реалии и неизбежный процесс»

14-11-2014 16:04:18

В наши дни мы все чаще сталкиваемся с разнополярным мнением и оценками разных людей по в связи с созданием Евразийского экономического союза и его будущего. Сегодняшние вызовы и политические процессы, происходящие в мире, особенно в странах бывшего Союза, побудили меня публично высказать свое мнение и подчеркнуть неизбежность интеграции многих стран на постсоветском пространстве не только в экономическом отношении.

Спустя 23 года после развала Союза, стало очевидным и общепризнанным, что распад СССР, был глобальной геополитической катастрофой, которая прошлась тяжелым катком по судьбам людей и народов, входивших в состав Союза. Попытки объяснить этот катаклизм сугубо внутренними причинами, присущими советскому строю, не дают полную и реальную картину развала самого большого и мощного государства в мире.

Период после распада СССР принято называть переходным. Имеется в виду переход от «советского авторитаризма» к «более прогрессивной системе ценностей», олицетворением которой, как нам навязано, считаетсязападный мир, а также переход от плановой экономике к рыночной, от однопартийной системы правления к многопартийной. С этими радикальными переменами связывались надежды народов и многих людей, и, конечно, на развитие демократии, соблюдение прав человека, быстрый прогресс в социально-экономической сфере.

Однако,в новоиспеченных независимых государствах продолжаются популистские высказывания так называемых ура-патриотов или, что хуже, псевдопатриотов, которые, в свою очередь, берутся разглагольствовать о том, что «Москва нас поработила», «СССР ущемлял наши национальные права, интересы, язык» и т.д. Хотя множество бед выпало от пришедших к власти новых руководителей и созданных партий, часто с непонятной и сомнительной идеологией. Дикий капитализм, с его безжалостным стремлением обогатить небольшой процент населения – «элиту», в новых государствах, вездесущая несправедливость, неудовлетворенность людей жизнью, бедность подавляющей части населения и, как следствие, утрата среднего класса – вот результат произошедших изменений. События того периода хорошо известны, и нет необходимости вдаваться в детали.

Развал СССР привел не только к отрыву связей в некогда общей экономике, но и к отрыву связей культурных между народами, проживающими в ближнем зарубежье. Во многих странах насаждалось ненавистное, враждебное отношения к России и русскому языку. К сожалению, и сегодня мы видим подобные проявления в Грузии, в Украине. 
Однако, мировая история свидетельствует о том, что единение сил извечно являлось наиболее эффективной формой ответа народов на исторические вызовы. Примеров тому много. В середине XX века угроза фашизма породила создание антифашистского союза-коалиции государств, разнородных по своему политическому устройству, но сумевших соединить свои усилия во имя общего дела. Преодоление послевоенных трудностей, стремление европейцев выступать на равных с американцами в конкуренции на мировых рынках и в международных делах привели к созданию Европейского Союза далее ЕС. Пройденный европейцами непростой путь к интеграции может быть примером для Евразии, все еще находящейся экономически и политически в переходном состоянии, в поисках оптимального пути дальнейшего развития. 

Отмечу, что европейская интеграция началась на экономической платформе в 1951 году (создание общего рынка угля и стали осуществлялось постепенно в течение подготовительного и переходного периодов и длилось до 1957 года), провозглашавшую цель содействовать экономическому развитию стран – членов ЕС путем образования общего рынка для продукции угольной и металлургической промышленности. В истории это известно, как Парижский договор (Европейское объединение угля и стали ЕОУЭ). Затем, в 1957 году, – Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕАС), 1967 году – договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратом, в 1979 проведены первые всенародные выборы в Европейский парламент, 1985 году – подписание Шенгенского соглашения, 1993 году подписан Маастрихтский договор и создание Сообществ Европейского Союза.

1999 году была создана единая европейская валюта«евро»(в обращение введена с 2002 года).

В отношении экономического пространства на постсоветской территории, нет оснований считать, что после развала Союза не предпринимались попытки для полноценной интеграции. Свидетельством тому стало создание Содружества Независимых Государств(СНГ), уже 8 декабря 1991 года (по сути –одновременно с роспуском СССР). Изначально проявившиеся в деятельности СНГ трудности породили идеологию «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, нашедшую воплощение в создании ЕврАзЭС, Таможенного союза, ЕАЭС, Союзного государства России и Беларуси, а в военно-политической области —Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Магнитом интеграционного процесса стала Россия, ее цементирующие усилия позволили не допустить на постсоветском пространстве опасность необратимого разрушения. Кроме отмеченного, Российская государственность складывалась на здоровой органичной основе и на использовании тяги соседних народов к дружбе с мощным государством, способным прийти на помощь в трудности.

В то же самое время между ЕС и ЕврАзЭС есть принципиальные исторические и экономические различия, которые не позволяют полноценно использовать опыт Евросоюза в качестве примера для интеграции постсоветского экономического пространства. Фактически, в отличии от ЕС, экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народно-хозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних веков дополняли и поддерживали друг друга, а в период СССР развивались как единое целое. В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении экономики государств на качественно новых принципах рыночной экономики. Соответственно, и скорость развития событий этого процесса может быть выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Например, интересы части национальной бюрократии лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции и т.д. Конечно, препятствием служит и Запад, который, скорей всего, не желает видеть сильную и объединенную Евразию. 

Таким образом, сегодня мы становимся свидетелями образования нового ЕАЭС, где есть политическая воля со стороны глав государств. Создание Таможенного Союза (ТС) тремя ведущими государствами СНГ – России, Белоруссии и Казахстана, что дало мощный импульс активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. О желании присоединиться к ТС в дальнейшем заявили руководство Армении (что основано на чаянии большинства жителей республики) и Киргизия. В октябре 2011 года было подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ.

Государства — члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Согласно уже принятым и внедренным на всей единой таможенной территории решениям, были устранены таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограничительныемерыэкономического характера, включая экспортные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым, был сформирован общий рынок товаров.
 Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям — резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в определённых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизацию национального законодательства. Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.

Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне этих государств, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства — участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
 Украина, оставшаяся в стороне от интеграционных процессов, оказалась наиболее пострадавшей европейской страной, одним из мировых «лидеров» по глубине падения объемов ВВП и промышленного производства. До сих пор, в отличие от государств — членов ТС, она так и не вышла на достигнутый в советское время уровень этих показателей, и, наоборот, имеющая более уязвимую структуру экономики Белоруссия, активно и полномасштабно участвуя во всех интеграционных процессах, к настоящему времени превзошла этот уровень почти вдвое.

Из этого следует объективная целесообразность углубления и расширения единого евразийского экономического пространства, создаваемого на базе Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России и присоединившейся совсем недавно Армении.В нынешних условиях, когда Россия находится под санкциями со стороны США и (под воздействием той же Америки) ЕС, Россия не только в праве реализовать программу укрепления своей экономики (промышленности, сельского хозяйства) но и увеличить импорт продукции со стороны стран ТС.

Таким образом, можно констатировать, что процесс дальнейшей интеграции на пост-советском пространстве необратим…

Арам Саркисянц

Зам председателя правленияСоюз молодежи стран СНГ


evrazesnews.ru

Показы: 2388