Размер текста: - o +

Армения на пути сближения с Россией

24-03-2015 16:14:07

 

Стратегические отношения России с Арменией успешно развиваются во всех сферах как в двухстороннем формате, так и в рамках международных организаций. Внимание к армяно-российским отношениям значительно увеличилось в контексте евразийской интеграции.
Об основных направлениях взаимодействия двух исторических партнёров, а также о существующих и потенциальных проблемах армяно-российских отношений рассказал президент Русско-Армянского Содружества Юрий Людвигович Навоян.
Армения – единственная страна Южного Кавказа, которая состоит в ОДКБ. Однако по-настоящему тесное взаимодействие в рамках этой организации наблюдается лишь с Россией. В связи с этим возникают вопросы: во-первых, насколько эффективно сегодня для Армении сотрудничество в рамках ОДКБ и, во-вторых, каковы перспективы двухстороннего сотрудничества между Россией и Арменией?
Армения – очень ответственный член ОДКБ, потому что она последовательно и четко выполняет свои обязательства, активно участвует в формировании повестки дня ОДКБ. В рамках ОДКБ выделяется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, особенно с Россией. С одной стороны, это нормально, потому что, так или иначе, Россия –системообразующая страна в организации. В ОДКБ можно наблюдать три основных направления: южное, базирующееся в основном на отношениях России и Армении; западное – на отношениях России и Белоруссии; и, центральноазиатское.
ОДКБ играет важную роль в плане политического сдерживания. Данная организация сегодня – активный участник в формировании системы безопасности в регионе в целом. Другая характерная черта заключается в том, что до создания Евразийского экономического союза фактически ОДКБ была самой эффективной структурой в СНГ.
Естественно, ОДКБ играет балансирующую и сдерживающую роль, особенно в регионе Южного Кавказа, где очень сложная геополитическая ситуация.С другой стороны, ОДКБ интенсивно развивается, и это не декоративная организация. Все решения, которые принимают главы государств на соответствующих заседаниях, эффективно выполняются. В рамках ОДКБ проходят крупные учения, многие из них – на территории Армении, что способствует улучшению боеспособности, в том числе, и армянской армии.
Несомненно, вступление Армении в Евразийский экономический союз – серьезный шаг для страны, который открывает для нее большие возможности. Тем не менее появляется и ряд проблем, связанных с конвергенцией таможенных режимов (в частности, повышение импортных пошлин). В связи с этим интересно узнать, как Вы оцениваете последствия вступления Армении в Евразийский экономический союз?
Вступление Армении в Евразийский экономический союз проходило на фоне переговоров о заключении соглашения об ассоциации с Европейским союзом. При этом руководство Армении приняло, на мой взгляд, рациональное политическое решение о вступлении в Евразийский экономический союз.
Почему рациональное? Во-первых, с учетом характера российско-армянских отношений, не только военно-политических, но и экономических, очевидно, что, если основной стратегический партнер Армении инициирует субрегиональные или экономические проекты, Армения не может быть в стороне. Другой вопрос, на каком уровне и при каких условиях Армения могла участвовать в Евразийском экономическом союзе? Первоначально отсутствие общей границы между Россией и Арменией считалось серьезным препятствием для полноправного членства Армении в Евразийском экономическом союзе. Однако совместная межгосударственная комиссия экспертов выяснила, что этот фактор не помеха, и Армения может стать членом Евразийского экономического союза. В итоге, процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС приостановлен, и сегодня Армения выступает в качестве полноправного члена Евразийского экономического союза.
Армения как член ВТО еще в начале 1990 годов полностью либерализовала свою экономику. В Армении очень низкие пошлины. По ряду других направлений с ЕАЭС есть определенные вопросы, которые необходимо согласовать и привести к общему знаменателю. Поэтому соглашение о вступлении Армении в ЕАЭС предусматривает разные переходные периоды по ряду товаров и по согласованию таможенных пошлин до 2022 года.
Армения и Россия тесно взаимосвязаны: более 2 миллионов армян проживает в России, и российско-армянские отношения затрагивают интересы почти каждой семьи в Армении. Другое дело, что правительству Армении необходимо иметь сегодня более эффективную повестку по работе как с Россией в двухстороннем формате, так и в рамках Евразийского экономического союза.
С другой стороны, я согласен с оценками ряда российских политологов, которые говорят, что Армения – в определенной степени недооцененный партнер России на Южном Кавказе. Армения имеет очень важное значение для России. Вступление Армении в ЕАЭС делает союз особо привлекательным с геополитической точки зрения. Без преувеличения, именно благодаря позиции Армении в начале 1990 годов Россия осталась на Южном Кавказе и продолжает играть определенную роль в регионе.
По Вашему мнению, готова ли Армения продолжить интеграцию в структуру ЕАЭС? Например, готова ли она к созданию валютного союза в будущем? Какова позиция Армении по вопросу создания ЗСТ между ЕС и ЕАЭС?
Маловероятно, что в ближайшее время будет создан валютный союз. Но если такой вопрос возникнет, Армения будет исходить из собственных интересов, и это тоже станет предметом обсуждения. Обсуждение создания ЗСТ – положительная динамика в отношениях субрегиональных союзов. Более того, Участвуя в Евразийском экономическом союзе, Армения не прерывает свои отношения с Европой и с остальным миром. Наоборот, опыт Армении может быть интересным для России, Казахстана и Белоруссии.
Более того, Армения может стать дополнительной площадкой для диалога членов Евразийского экономического союза с остальным миром. Существование большой армянской диаспоры тоже не позволяет государству закрыться в определенной конфигурации и не иметь отношений с остальным миром. Специфика Армении в том, что после приобретения независимости фактор диаспоры играет очень важную роль в развитии страны. Необходимо учитывать степень интеграции Армении с остальным миром, и на этом тоже строить определенную рациональную политику. (...)
Как Вы оцениваете российско-армянские отношения? Что Российско-Армянское Содружество может сделать, чтобы усилить связи между Арменией и Россией? В частности, среди армянской молодежи в России активно обсуждается вопрос о создании армянского культурного центра в Москве, посредством которого два народа смогли бы более тесно взаимодействовать в культурной сфере.
Как Вы оцениваете российско-армянские отношения? Что Российско-Армянское Содружество может сделать, чтобы усилить связи между Арменией и Россией? В частности, среди армянской молодежи в России активно обсуждается вопрос о создании армянского культурного центра в Москве, посредством которого два народа смогли бы более тесно взаимодействовать в культурной сфере.
Российско-армянские отношения развиваются очень естественно и действительно носят стратегический характер, потому что охватывают основные области жизнедеятельности — военно-политические, экономические, и гуманитарные.
Программы сотрудничества в этих направлениях носят долгосрочный характер. Это обусловливает особые отношения между Россией и Арменией. Фактор диаспоры, которую я считаю живым связующим звеном между Россией и Арменией, сможет сыграть роль катализатора в российско-армянских отношениях. Однако не всегда мы наблюдаем принятие эффективных решений и актуальной повестки между определенными ведомствами России и Армении. Необходимо работать над усовершенствованием этого направления. Это относится и к армянским ведомствам и институтам, и к российским.
По поводу культурного центра Вы попали в точку, потому что долгие годы на соответствующих форумах Русско-Армянское Содружество поднимает этот вопрос. Он давно созрел для решения в рамках межгосударственных отношений и соглашений. Армянский культурный центр в Москве будет дополнительным эффективным звеном для реализации всех договоренностей.
Между Арменией и Россией есть хорошая договорная база, в том числе, и в области гуманитарного сотрудничества о создании на взаимной, паритетной основе культурных или информационных центров. Российская сторона очень эффективно реализует эти возможности. В частности, в последние годы в Ереване был построен и функционирует «Дом Москвы», представительство Россотрудничества, Российский научно-культурный центр. Это позволяет непосредственно реализовывать российские федеральные проекты гуманитарного характера в Армении, а армянскому обществу более тесно сотрудничать с Россией.
При этом армянская сторона должна реализовать свое право для своих же граждан и соотечественников, для сохранения культуры и создания новых информационных и образовательных ресурсов. Это будет действительно постоянно действующим звеном, которое может генерировать новые идеи и проекты в межгосударственных отношениях, выйдя за рамки диаспоры.
Статья  полностью Russiancouncil.ru.

Стратегические отношения России с Арменией успешно развиваются во всех сферах как в двухстороннем формате, так и в рамках международных организаций. Внимание к армяно-российским отношениям значительно увеличилось в контексте евразийской интеграции.

Об основных направлениях взаимодействия двух исторических партнёров, а также о существующих и потенциальных проблемах армяно-российских отношений рассказал президент Русско-Армянского Содружества Юрий Людвигович Навоян.

Армения – единственная страна Южного Кавказа, которая состоит в ОДКБ. Однако по-настоящему тесное взаимодействие в рамках этой организации наблюдается лишь с Россией. В связи с этим возникают вопросы: во-первых, насколько эффективно сегодня для Армении сотрудничество в рамках ОДКБ и, во-вторых, каковы перспективы двухстороннего сотрудничества между Россией и Арменией?

Армения – очень ответственный член ОДКБ, потому что она последовательно и четко выполняет свои обязательства, активно участвует в формировании повестки дня ОДКБ. В рамках ОДКБ выделяется военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, особенно с Россией. С одной стороны, это нормально, потому что, так или иначе, Россия –системообразующая страна в организации. В ОДКБ можно наблюдать три основных направления: южное, базирующееся в основном на отношениях России и Армении; западное – на отношениях России и Белоруссии; и, центральноазиатское.

ОДКБ играет важную роль в плане политического сдерживания. Данная организация сегодня – активный участник в формировании системы безопасности в регионе в целом. Другая характерная черта заключается в том, что до создания Евразийского экономического союза фактически ОДКБ была самой эффективной структурой в СНГ.

Естественно, ОДКБ играет балансирующую и сдерживающую роль, особенно в регионе Южного Кавказа, где очень сложная геополитическая ситуация.С другой стороны, ОДКБ интенсивно развивается, и это не декоративная организация. Все решения, которые принимают главы государств на соответствующих заседаниях, эффективно выполняются. В рамках ОДКБ проходят крупные учения, многие из них – на территории Армении, что способствует улучшению боеспособности, в том числе, и армянской армии.

Несомненно, вступление Армении в Евразийский экономический союз – серьезный шаг для страны, который открывает для нее большие возможности. Тем не менее появляется и ряд проблем, связанных с конвергенцией таможенных режимов (в частности, повышение импортных пошлин). В связи с этим интересно узнать, как Вы оцениваете последствия вступления Армении в Евразийский экономический союз?

Вступление Армении в Евразийский экономический союз проходило на фоне переговоров о заключении соглашения об ассоциации с Европейским союзом. При этом руководство Армении приняло, на мой взгляд, рациональное политическое решение о вступлении в Евразийский экономический союз.

Почему рациональное? Во-первых, с учетом характера российско-армянских отношений, не только военно-политических, но и экономических, очевидно, что, если основной стратегический партнер Армении инициирует субрегиональные или экономические проекты, Армения не может быть в стороне. Другой вопрос, на каком уровне и при каких условиях Армения могла участвовать в Евразийском экономическом союзе? Первоначально отсутствие общей границы между Россией и Арменией считалось серьезным препятствием для полноправного членства Армении в Евразийском экономическом союзе. Однако совместная межгосударственная комиссия экспертов выяснила, что этот фактор не помеха, и Армения может стать членом Евразийского экономического союза. В итоге, процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС приостановлен, и сегодня Армения выступает в качестве полноправного члена Евразийского экономического союза.

Армения как член ВТО еще в начале 1990 годов полностью либерализовала свою экономику. В Армении очень низкие пошлины. По ряду других направлений с ЕАЭС есть определенные вопросы, которые необходимо согласовать и привести к общему знаменателю. Поэтому соглашение о вступлении Армении в ЕАЭС предусматривает разные переходные периоды по ряду товаров и по согласованию таможенных пошлин до 2022 года.

Армения и Россия тесно взаимосвязаны: более 2 миллионов армян проживает в России, и российско-армянские отношения затрагивают интересы почти каждой семьи в Армении. Другое дело, что правительству Армении необходимо иметь сегодня более эффективную повестку по работе как с Россией в двухстороннем формате, так и в рамках Евразийского экономического союза.

С другой стороны, я согласен с оценками ряда российских политологов, которые говорят, что Армения – в определенной степени недооцененный партнер России на Южном Кавказе. Армения имеет очень важное значение для России. Вступление Армении в ЕАЭС делает союз особо привлекательным с геополитической точки зрения. Без преувеличения, именно благодаря позиции Армении в начале 1990 годов Россия осталась на Южном Кавказе и продолжает играть определенную роль в регионе.

По Вашему мнению, готова ли Армения продолжить интеграцию в структуру ЕАЭС? Например, готова ли она к созданию валютного союза в будущем? Какова позиция Армении по вопросу создания ЗСТ между ЕС и ЕАЭС?

Маловероятно, что в ближайшее время будет создан валютный союз. Но если такой вопрос возникнет, Армения будет исходить из собственных интересов, и это тоже станет предметом обсуждения. Обсуждение создания ЗСТ – положительная динамика в отношениях субрегиональных союзов. Более того, Участвуя в Евразийском экономическом союзе, Армения не прерывает свои отношения с Европой и с остальным миром. Наоборот, опыт Армении может быть интересным для России, Казахстана и Белоруссии.

Более того, Армения может стать дополнительной площадкой для диалога членов Евразийского экономического союза с остальным миром. Существование большой армянской диаспоры тоже не позволяет государству закрыться в определенной конфигурации и не иметь отношений с остальным миром. Специфика Армении в том, что после приобретения независимости фактор диаспоры играет очень важную роль в развитии страны. Необходимо учитывать степень интеграции Армении с остальным миром, и на этом тоже строить определенную рациональную политику. (...)

Как Вы оцениваете российско-армянские отношения? Что Российско-Армянское Содружество может сделать, чтобы усилить связи между Арменией и Россией? В частности, среди армянской молодежи в России активно обсуждается вопрос о создании армянского культурного центра в Москве, посредством которого два народа смогли бы более тесно взаимодействовать в культурной сфере.

Как Вы оцениваете российско-армянские отношения? Что Российско-Армянское Содружество может сделать, чтобы усилить связи между Арменией и Россией? В частности, среди армянской молодежи в России активно обсуждается вопрос о создании армянского культурного центра в Москве, посредством которого два народа смогли бы более тесно взаимодействовать в культурной сфере.

Российско-армянские отношения развиваются очень естественно и действительно носят стратегический характер, потому что охватывают основные области жизнедеятельности — военно-политические, экономические, и гуманитарные.

Программы сотрудничества в этих направлениях носят долгосрочный характер. Это обусловливает особые отношения между Россией и Арменией. Фактор диаспоры, которую я считаю живым связующим звеном между Россией и Арменией, сможет сыграть роль катализатора в российско-армянских отношениях. Однако не всегда мы наблюдаем принятие эффективных решений и актуальной повестки между определенными ведомствами России и Армении. Необходимо работать над усовершенствованием этого направления. Это относится и к армянским ведомствам и институтам, и к российским.

По поводу культурного центра Вы попали в точку, потому что долгие годы на соответствующих форумах Русско-Армянское Содружество поднимает этот вопрос. Он давно созрел для решения в рамках межгосударственных отношений и соглашений. Армянский культурный центр в Москве будет дополнительным эффективным звеном для реализации всех договоренностей.

Между Арменией и Россией есть хорошая договорная база, в том числе, и в области гуманитарного сотрудничества о создании на взаимной, паритетной основе культурных или информационных центров. Российская сторона очень эффективно реализует эти возможности. В частности, в последние годы в Ереване был построен и функционирует «Дом Москвы», представительство Россотрудничества, Российский научно-культурный центр. Это позволяет непосредственно реализовывать российские федеральные проекты гуманитарного характера в Армении, а армянскому обществу более тесно сотрудничать с Россией.

При этом армянская сторона должна реализовать свое право для своих же граждан и соотечественников, для сохранения культуры и создания новых информационных и образовательных ресурсов. Это будет действительно постоянно действующим звеном, которое может генерировать новые идеи и проекты в межгосударственных отношениях, выйдя за рамки диаспоры.

Статья  полностью Russiancouncil.ru.

 


evrazesnews.ru

Показы: 1870