Размер текста: - o +

В ЕАЭС будет реализовываться общая транспортная политика

Герман Напольский 12-03-2015 23:47:22

 

В Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), принятом 29 мая 2014 года, определены основные направления взаимодействия государств-членов Союза в сфере энергетики, включая проведение скоординированной энергетической политики и поэтапное формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти, нефтепродуктов).            «10 марта 2015 года на заседании Коллегии Комиссии одобрен проект Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, который должен быть представлен на рассмотрение Высшего евразийского экономического совета до 1 июля, – сообщил журналистам Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров. – В проекте Концепции определены цели и задачи формирования этого рынка, его функциональная структура, направления взаимодействия между субъектами и участниками рынка, а также этапы создания».
Общий электроэнергетический рынок Союза – это система отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств-членов Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. Она связана с куплей – продажей электроэнергии (мощности) и действует на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами этого рынка. Проект Концепции предусматривает возможность для взаимной торговли электроэнергией по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах.
Для разработки проекта Концепции Советом по изучению производительных сил (СОПС) при Российской академии наук и Минэкономразвития России была проведена специальная научно-исследовательская работа по заказу ЕЭК. Учитывая, что рынки государств ЕАЭС отличаются друг от друга, были рассмотрены различные варианты их объединения и предложена модель, позволяющая увеличить объемы взаимной торговли электроэнергией.
Уже сейчас начинается подготовка программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, срок утверждения которой определен до 1 июля 2016 года, а в период с 2016 по 2018 годы государства-члены должны будут обеспечить выполнение мероприятий, необходимых для функционирования этого рынка. В 2019 году планируется вступление в действие международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.
Эффект от создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС выразится в повышении эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, росте объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией. Работа этого рынка позволит повысить загрузку электростанций и увеличить использование пропускной способности межгосударственных линий электропередачи. В результате будет обеспечено снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости ВВП государств-членов ЕАЭС.
Создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов отнесено главами наших государств на период до 2025 года. Работа в этом направлении уже началась. Планируется, что до конца текущего года будут разработаны и утверждены Высшим Евразийским экономическим советом Концепция общего рынка газа и Концепции общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. В 2016-2017 годах будут разработаны и приняты соответствующие программы по формированию этих рынков, а выполнение мероприятий будет осуществляться в 2018-2024 годах.
Как подчеркнул Таир Мансуров, «Формирование общих рынков энергоресурсов позволит повысить безопасность и надежность функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов ЕАЭС, создать условия для повышения обеспеченности населения энергоресурсами и более благоприятную среду для инвестирования в энергетические объекты».
Также в целях более эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов уполномоченные органы государств-членов ЕАЭС в ежегодном режиме будут разрабатывать и согласовывать индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов. Методология их формирования уже разработана и будет принята до 1 июля текущего года.
Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено осуществление скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленной на последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.
Основными приоритетами скоординированной (согласованной) транспортной политики являются: формирование единого транспортного пространства, создание и развитие евразийских транспортных коридоров, реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза, координация развития транспортной инфраструктуры, создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки, привлечение и использование кадрового потенциала государств-членов Союза, развитие науки и инноваций в сфере транспорта.
В области интеграции в сфере транспорта уже достигнуты следующие результаты:
- с 1 июля 2011 года транспортный (автомобильный) контроль осуществляется на внешней границе, что упростило перемещение автотранспортных средств и сроки перевозки;
- унифицированы внутригосударственные тарифы государств-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный); определены правила применения внутригосударственных тарифов при транзитных перевозках по национальным территориям государств-членов; определены принципы доступа перевозчиков государств-членов ТС и ЕЭП на сопредельную инфраструктуру стран-членов.
С вступлением в действие с 1 января 2015 года Договора о ЕАЭС интеграционные процессы в сфере транспорта получили дальнейшее развитие. Так, с 1 января в соответствии с Договором перевозчики, зарегистрированные на территории государств-членов ЕАЭС, осуществляют международные автомобильные перевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами) на безразрешительной основе.10 марта на заседании Коллегии ЕЭК был одобрен проект Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (это так называемые «каботажные перевозки»), на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий либерализации. До 1 июля 2015 года эта программа будет утверждена главами государств Союза.
«Основная цель Программы – формирование общего рынка автотранспортных услуг в рамках ЕАЭС и облегчение доступа перевозчикам государств-членов к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза независимо от гражданства и государства регистрации, – отметил Таир Мансуров. – Реализация положений Программы направлена на снижение удельного веса и протяженности порожних пробегов, сокращение транспортных издержек потребителей услуг грузового автомобильного транспорта, повышение эффективности использования автотранспортных средств при осуществлении международных перевозок грузов, создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке автотранспортных услуг, определения единых условий и правил предоставления услуг грузового автомобильного транспорта в рамках Союза».
В сфере водного транспорта совместно с экспертами Сторон ведется работа по подготовке международного договора о судоходстве, который планируется рассмотреть на заседании Высшего евразийского экономического совета до конца текущего года. В рамках этого договора будет предоставлено право безразрешительного доступа судам под флагом государства-члена Союза к внутренним водным путям другого государства-члена.
До конца 2016 года будет завершена разработка Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), принятом 29 мая 2014 года, определены основные направления взаимодействия государств-членов Союза в сфере энергетики, включая проведение скоординированной энергетической политики и поэтапное формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти, нефтепродуктов).            

«10 марта 2015 года на заседании Коллегии Комиссии одобрен проект Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, который должен быть представлен на рассмотрение Высшего евразийского экономического совета до 1 июля, – сообщил журналистам Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров. – В проекте Концепции определены цели и задачи формирования этого рынка, его функциональная структура, направления взаимодействия между субъектами и участниками рынка, а также этапы создания».

Общий электроэнергетический рынок Союза – это система отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств-членов Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. Она связана с куплей – продажей электроэнергии (мощности) и действует на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами этого рынка. Проект Концепции предусматривает возможность для взаимной торговли электроэнергией по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах.

Для разработки проекта Концепции Советом по изучению производительных сил (СОПС) при Российской академии наук и Минэкономразвития России была проведена специальная научно-исследовательская работа по заказу ЕЭК. Учитывая, что рынки государств ЕАЭС отличаются друг от друга, были рассмотрены различные варианты их объединения и предложена модель, позволяющая увеличить объемы взаимной торговли электроэнергией.

Уже сейчас начинается подготовка программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, срок утверждения которой определен до 1 июля 2016 года, а в период с 2016 по 2018 годы государства-члены должны будут обеспечить выполнение мероприятий, необходимых для функционирования этого рынка. В 2019 году планируется вступление в действие международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.

Эффект от создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС выразится в повышении эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, росте объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией. Работа этого рынка позволит повысить загрузку электростанций и увеличить использование пропускной способности межгосударственных линий электропередачи. В результате будет обеспечено снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости ВВП государств-членов ЕАЭС.

Создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов отнесено главами наших государств на период до 2025 года. Работа в этом направлении уже началась. Планируется, что до конца текущего года будут разработаны и утверждены Высшим Евразийским экономическим советом Концепция общего рынка газа и Концепции общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. В 2016-2017 годах будут разработаны и приняты соответствующие программы по формированию этих рынков, а выполнение мероприятий будет осуществляться в 2018-2024 годах.

Как подчеркнул Таир Мансуров, «Формирование общих рынков энергоресурсов позволит повысить безопасность и надежность функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов ЕАЭС, создать условия для повышения обеспеченности населения энергоресурсами и более благоприятную среду для инвестирования в энергетические объекты».

Также в целях более эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов уполномоченные органы государств-членов ЕАЭС в ежегодном режиме будут разрабатывать и согласовывать индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов. Методология их формирования уже разработана и будет принята до 1 июля текущего года.
Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено осуществление скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленной на последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.

Основными приоритетами скоординированной (согласованной) транспортной политики являются: формирование единого транспортного пространства, создание и развитие евразийских транспортных коридоров, реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза, координация развития транспортной инфраструктуры, создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки, привлечение и использование кадрового потенциала государств-членов Союза, развитие науки и инноваций в сфере транспорта.

В области интеграции в сфере транспорта уже достигнуты следующие результаты:

- с 1 июля 2011 года транспортный (автомобильный) контроль осуществляется на внешней границе, что упростило перемещение автотранспортных средств и сроки перевозки;

- унифицированы внутригосударственные тарифы государств-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный); определены правила применения внутригосударственных тарифов при транзитных перевозках по национальным территориям государств-членов; определены принципы доступа перевозчиков государств-членов ТС и ЕЭП на сопредельную инфраструктуру стран-членов.

С вступлением в действие с 1 января 2015 года Договора о ЕАЭС интеграционные процессы в сфере транспорта получили дальнейшее развитие. Так, с 1 января в соответствии с Договором перевозчики, зарегистрированные на территории государств-членов ЕАЭС, осуществляют международные автомобильные перевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами) на безразрешительной основе.10 марта на заседании Коллегии ЕЭК был одобрен проект Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (это так называемые «каботажные перевозки»), на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий либерализации. До 1 июля 2015 года эта программа будет утверждена главами государств Союза.

«Основная цель Программы – формирование общего рынка автотранспортных услуг в рамках ЕАЭС и облегчение доступа перевозчикам государств-членов к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза независимо от гражданства и государства регистрации, – отметил Таир Мансуров. – Реализация положений Программы направлена на снижение удельного веса и протяженности порожних пробегов, сокращение транспортных издержек потребителей услуг грузового автомобильного транспорта, повышение эффективности использования автотранспортных средств при осуществлении международных перевозок грузов, создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке автотранспортных услуг, определения единых условий и правил предоставления услуг грузового автомобильного транспорта в рамках Союза».

В сфере водного транспорта совместно с экспертами Сторон ведется работа по подготовке международного договора о судоходстве, который планируется рассмотреть на заседании Высшего евразийского экономического совета до конца текущего года. В рамках этого договора будет предоставлено право безразрешительного доступа судам под флагом государства-члена Союза к внутренним водным путям другого государства-члена.

До конца 2016 года будет завершена разработка Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики.

 


evrazesnews.ru

Показы: 2894