Размер текста: - o +

В Госдуме состоялась нулевая презентация закона о северном завозе

Герман Напольский 29-10-2022 17:00:03

 

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков назвал очень масштабным законопроект о северном завозе, презентация которого состоялась в комитете Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. До сих пор в российском законодательстве не было такого понятия «северный завоз», хотя от него зависит благополучие более 3 млн россиян, обеспеченность жителей северных территорий продуктами и товарами первой необходимости.
По словам министра Чекункова, «очень важны голоса регионов; все 25 субъектов РФ, которые сильно зависят от северного завоза, приняли активное участие в подготовке законопроекта. Не только потому, что цены на самые важные товары, такие как хлеб, молоко, выше в два – три раза из-за сегодняшнего неэффективного устройства северного завоза, а на топливо до 11 раз, но и гарантированность, надежность поставок иногда оказывается под угрозой». Законопроект имеет стратегическое значение, так как вводит понятие опорной инфраструктуры северного завоза и регулирует важнейшую область хозяйствования. Ключевым аспектом является определение приоритетности грузов для портов и транспортных компаний.
Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов уточнил, что 50% северного завоза приходится на Якутию, 17–18% – на Камчатский край, 8–10% – на Чукотку, остальное распределяется между другими субъектами РФ. Во время нулевой презентации в Госдуме 27 октября представители 25 регионов были на связи и участвовали в обсуждении. Теперь Минвостокразвития доработает документ с учетом новых предложений и замечаний, передаст в правительство РФ. «Думаю, к марту 2023г. этот закон может быть принят, он многие узлы развяжет, и многие вопросы будут решаться оперативнее, эффективнее», – добавил Харитонов.
В Якутии часть объемов завоза приходится на столицу республики – Якутск с населением 341 тыс. человек. В регионе уже 20 лет работает система завоза продовольствия на базе предприятия «Якутоптторг», которое в течение года поставляет социально значимые продовольственные товары в арктические районы и в труднодоступные населенные пункты республики, причем разными видами транспорта – водным, авто и авиа. Накоплен большой опыт завоза продуктов через единого оператора, а также через другие компании, поставляющие топливо, оборудование, стройматериалы; кроме того, Якутия стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза, и этот опыт оказался эффективным, достойным к тиражированию в других субъектах РФ, делают вывод эксперты. Проект «цифрового двойника» северного завоза направлен на выстраивание оптимального маршрута и определение стоимости поставок. После успешного тестирования на территории Якутии он будет распространен на другие субъекты Арктической зоны России.
К республике сейчас также пристальное внимание, с учетом поручения президента Владимира Путина к марту 2023г. разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза. Якутия всегда сама занималась завозом, поэтому Айсен Николаев допускает, что одна из местных компаний могла бы взять на себя роль единого федерального оператора. К примеру, Ленское объединенное речное пароходство доставляет грузы на Чукотку, в районы Красноярского края и в другие регионы.
Научный руководитель РЭУ имени Плеханова, доктор экономических наук Сергей Валентей поддерживает внедрение цифровых технологий в этой сфере, тем более что Якутия известна своей IT-зрелостью, входит в девятку лучших регионов страны. «Для решения привычных задач используются новые методы, и это правильно – естественный процесс, движение вперед. Сегодня IT-технологии внедряются везде, по всему миру, и в сложных природно-климатических условиях Севера тоже необходимо использовать спутники для сбора информации, оперативно обрабатывать и анализировать, передавать на суда и на материк», – сказал эксперт «Клубу Регионов».
Якутия является одним из основных инициаторов законодательного регулирования северного завоза на федеральном уровне. Объем средств всех отраслей экономики, направляемых на опережающий завоз грузов, оценивается в 375 млрд руб., что составляет почти четверть валового регионального продукта. Законопроект о северном завозе, по мнению главы республики Николаева, – это существенный шаг для обеспечения надежности и повышения качества жизни. Поэтому он должен быть конкретным, понятным для людей и ощутимым по мерам поддержки.
В сентябре этого года на Восточном экономическом форуме глава Якутии внес несколько предложений. «Выделение средств из федерального бюджета на возмещение расходов на уплату процентов по банковским кредитам юридическим лицам – участникам северного завоза; предоставление госгарантий и бюджетных кредитов РФ системообразующим организациям – участникам северного завоза; предоставление субсидий на компенсацию экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с ростом цен на жидкое и твердое топливо», – перечислил Айсен Николаев свои инициативы. Также он предложил законодательно закрепить понятие «сезонная автомобильная дорога» в проекте федерального закона и расширить субсидирование стоимости доставки топлива железнодорожным транспортом для Дальнего Востока, в зависимости от направлений, добавив в перечень субсидируемых станции Сибирского федерального округа.
Депутат Госдумы, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Владимир Новиков считает, что инициативы республики могут быть поддержаны: «Решения о компенсации расходов и по другим вопросам, о которых говорил глава Якутии, могут быть приняты, так же как они принимались по грузам, транспортируемым на Дальний Восток по железной дороге. Это же ценовая политика: если мы хотим, чтобы товары для населения были дешевле и если бюджет готов взять на себя часть расходов, то очевидно, что произойдет снижение транспортной составляющей в цене продукта. Мечта любого губернатора, чтобы продукты в его регионе стоили дешевле, чем есть, поэтому и Айсен Сергеевич прав в своем желании. Другой вопрос, в какую сумму это обойдется федеральному бюджету. В целом, конечно, тема северного завоза и развития арктической зоны, круглогодичного дополнительного транспортного канала очень важна. Жители России, которые получают продукты и другие поставки в рамках северного завоза, не должны быть оторваны от большой земли. Поэтому и ледоколы новые производятся, выходят на линию, и заказы есть на верфях. Независимо от того, какая экономическая ситуация в стране, северный завоз – это стратегическое направление».
Руководство Якутии не допускает срывов северного завоза, в том числе в этом году, когда многим регионам пришлось экономить из-за западных санкций, роста цен на многие товары. В Якутии еще в марте были приняты оперативные решения, и по поручению Николаева для предприятий – участников северного завоза предусмотрели бюджетные кредиты на 5,5 млрд руб. Также были выданы госгарантии по кредитам на завоз топливно-энергетических ресурсов на 1,87 млрд руб., и «Якутоптторг» получил субсидию 208 млн руб. для поставок и запаса продовольствия в арктические и труднодоступные районы. При этом часть запланированного объема впервые доставили в Якутию из Краснодарского края через Севморпуть. В дальнейшем такая практика поможет и республике, и другим арктическим регионам экономить на стоимости доставки, выбирая по возможности именно морской, а не другие виды транспорта.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков назвал очень масштабным законопроект о северном завозе, презентация которого состоялась в комитете Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики.

До сих пор в российском законодательстве не было такого понятия «северный завоз», хотя от него зависит благополучие более 3 млн россиян, обеспеченность жителей северных территорий продуктами и товарами первой необходимости.

По словам министра Чекункова, «очень важны голоса регионов; все 25 субъектов РФ, которые сильно зависят от северного завоза, приняли активное участие в подготовке законопроекта. Не только потому, что цены на самые важные товары, такие как хлеб, молоко, выше в два – три раза из-за сегодняшнего неэффективного устройства северного завоза, а на топливо до 11 раз, но и гарантированность, надежность поставок иногда оказывается под угрозой». Законопроект имеет стратегическое значение, так как вводит понятие опорной инфраструктуры северного завоза и регулирует важнейшую область хозяйствования. Ключевым аспектом является определение приоритетности грузов для портов и транспортных компаний.

Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов уточнил, что 50% северного завоза приходится на Якутию, 17–18% – на Камчатский край, 8–10% – на Чукотку, остальное распределяется между другими субъектами РФ. Во время нулевой презентации в Госдуме 27 октября представители 25 регионов были на связи и участвовали в обсуждении. Теперь Минвостокразвития доработает документ с учетом новых предложений и замечаний, передаст в правительство РФ. «Думаю, к марту 2023г. этот закон может быть принят, он многие узлы развяжет, и многие вопросы будут решаться оперативнее, эффективнее», – добавил Харитонов.

В Якутии часть объемов завоза приходится на столицу республики – Якутск с населением 341 тыс. человек. В регионе уже 20 лет работает система завоза продовольствия на базе предприятия «Якутоптторг», которое в течение года поставляет социально значимые продовольственные товары в арктические районы и в труднодоступные населенные пункты республики, причем разными видами транспорта – водным, авто и авиа. Накоплен большой опыт завоза продуктов через единого оператора, а также через другие компании, поставляющие топливо, оборудование, стройматериалы; кроме того, Якутия стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза, и этот опыт оказался эффективным, достойным к тиражированию в других субъектах РФ, делают вывод эксперты. Проект «цифрового двойника» северного завоза направлен на выстраивание оптимального маршрута и определение стоимости поставок. После успешного тестирования на территории Якутии он будет распространен на другие субъекты Арктической зоны России.К республике сейчас также пристальное внимание, с учетом поручения президента Владимира Путина к марту 2023г. разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза. Якутия всегда сама занималась завозом, поэтому Айсен Николаев допускает, что одна из местных компаний могла бы взять на себя роль единого федерального оператора. К примеру, Ленское объединенное речное пароходство доставляет грузы на Чукотку, в районы Красноярского края и в другие регионы.Научный руководитель РЭУ имени Плеханова, доктор экономических наук Сергей Валентей поддерживает внедрение цифровых технологий в этой сфере, тем более что Якутия известна своей IT-зрелостью, входит в девятку лучших регионов страны. «Для решения привычных задач используются новые методы, и это правильно – естественный процесс, движение вперед. Сегодня IT-технологии внедряются везде, по всему миру, и в сложных природно-климатических условиях Севера тоже необходимо использовать спутники для сбора информации, оперативно обрабатывать и анализировать, передавать на суда и на материк», – сказал эксперт «Клубу Регионов».

Якутия является одним из основных инициаторов законодательного регулирования северного завоза на федеральном уровне. Объем средств всех отраслей экономики, направляемых на опережающий завоз грузов, оценивается в 375 млрд руб., что составляет почти четверть валового регионального продукта. Законопроект о северном завозе, по мнению главы республики Николаева, – это существенный шаг для обеспечения надежности и повышения качества жизни. Поэтому он должен быть конкретным, понятным для людей и ощутимым по мерам поддержки.В сентябре этого года на Восточном экономическом форуме глава Якутии внес несколько предложений. «Выделение средств из федерального бюджета на возмещение расходов на уплату процентов по банковским кредитам юридическим лицам – участникам северного завоза; предоставление госгарантий и бюджетных кредитов РФ системообразующим организациям – участникам северного завоза; предоставление субсидий на компенсацию экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с ростом цен на жидкое и твердое топливо», – перечислил Айсен Николаев свои инициативы. Также он предложил законодательно закрепить понятие «сезонная автомобильная дорога» в проекте федерального закона и расширить субсидирование стоимости доставки топлива железнодорожным транспортом для Дальнего Востока, в зависимости от направлений, добавив в перечень субсидируемых станции Сибирского федерального округа.

Депутат Госдумы, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Владимир Новиков считает, что инициативы республики могут быть поддержаны: «Решения о компенсации расходов и по другим вопросам, о которых говорил глава Якутии, могут быть приняты, так же как они принимались по грузам, транспортируемым на Дальний Восток по железной дороге. Это же ценовая политика: если мы хотим, чтобы товары для населения были дешевле и если бюджет готов взять на себя часть расходов, то очевидно, что произойдет снижение транспортной составляющей в цене продукта. Мечта любого губернатора, чтобы продукты в его регионе стоили дешевле, чем есть, поэтому и Айсен Сергеевич прав в своем желании. Другой вопрос, в какую сумму это обойдется федеральному бюджету. В целом, конечно, тема северного завоза и развития арктической зоны, круглогодичного дополнительного транспортного канала очень важна. Жители России, которые получают продукты и другие поставки в рамках северного завоза, не должны быть оторваны от большой земли. Поэтому и ледоколы новые производятся, выходят на линию, и заказы есть на верфях. Независимо от того, какая экономическая ситуация в стране, северный завоз – это стратегическое направление».

Руководство Якутии не допускает срывов северного завоза, в том числе в этом году, когда многим регионам пришлось экономить из-за западных санкций, роста цен на многие товары. В Якутии еще в марте были приняты оперативные решения, и по поручению Николаева для предприятий – участников северного завоза предусмотрели бюджетные кредиты на 5,5 млрд руб. Также были выданы госгарантии по кредитам на завоз топливно-энергетических ресурсов на 1,87 млрд руб., и «Якутоптторг» получил субсидию 208 млн руб. для поставок и запаса продовольствия в арктические и труднодоступные районы. При этом часть запланированного объема впервые доставили в Якутию из Краснодарского края через Севморпуть. В дальнейшем такая практика поможет и республике, и другим арктическим регионам экономить на стоимости доставки, выбирая по возможности именно морской, а не другие виды транспорта.

 


evrazesnews.ru

Показы: 867