Размер текста: - o +

Вопросы реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения и социнфраструктуры обсудили на онлайн-сессии ВЭФ

Герман Напольский 03-08-2022 00:25:16

 

С предложениями по оптимизации механизмов поддержки выступили представители федеральных и региональных органов власти, финансовые институты и инвесторы. 
В рамках подготовки к Восточному экономическому форуму состоялась онлайн-сессия на тему «Реализация проектов ГЧП в сфере здравоохранения и социальной инфраструктуры». Организаторами мероприятия выступили Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Минвостокразвития России и Фонд Росконгресс. В ходе мероприятия представители федеральных и региональных органов власти, финансовые институты и инвесторы обсудили существующие меры поддержки в части строительства социальной инфраструктуры и предложили механизмы повышения эффективности финансовых инструментов. Модератором сессии выступил исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ Алексей Токарь.
Сессию открыл заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков. Он отметил, что сравнительно новый механизм «Дальневосточной концессии» уже сегодня рассматривается рынком как эффективный инструмент поддержки инвесторов. 
«Наша задача – создавать инфраструктуру опережающими темпами. Для этого Минвостокразвития России разработана «Дальневосточная концессия», которая позволяет привлекать частные финансовые ресурсы в регионы ДФО и объединять усилия банков, региональных и федеральных властей при строительстве инфраструктуры. Механизм уже работает – на данный момент одобрены и реализуются 8 пилотных проектов с общим объемом инвестиций 12,3 млрд руб. Вместе с тем, выявляются и аспекты, требующие решения, среди которых сроки концессионных соглашений, оптимизация процесса формирования проектной документации и формирование критериев отбора проектов», - рассказал он. 
Заместитель председателя Правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что что в отличие от крупных комплексных проектов, в случае реализации небольших проектов срок в 10 лет является избыточным.
«Для отдельных социальных проектов, например, для создания детской поликлиники или одной школы, в рамках "Дальневосточной концессии" срок не менее 10 лет сильно ограничивает принятие решения. В случае структурирования проекта на такой длительный срок до 10 лет, бюджетный эффект нивелируется финансовыми условиями, процентной ставкой. В этом случае затраты могут превышать стоимость проекта. Для таких отдельных социальных проектов мы просчитали оптимальный срок с учётом инфляции – он составляет 5-7 лет», - рассказал Павел Пузанов. «И второй вопрос – субсидирование процентной ставки. Для отдельных особо важных социальных проектов необходимо предусмотреть механизм субсидирования по аналогии с инфраструктурными облигациями, а также займы не только для бизнеса, но и концессионерам. Это стимулирует работу».
Управляющий директор по Дальнему Востоку АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь рассказал, что для реализации проектов комплексного развития территорий механизм концессии эффективно комбинируется с инструментами «ДОМ.РФ»: 
«Мы финансируем проекты в рамках «инфраструктурного меню», разработанного Правительством РФ по поручению Президента. Концессионный механизм был подключен в прошлом году, и уже есть опыт пилотного проекта в Сахалинской области. Кроме того, в рамках "Дальневосточного квартала" строится инженерная инфраструктура, где мы помогаем в части социальных объектов с использованием инфраструктурных облигаций и рассматриваем возможность применения «Дальневосточной концессии»». Он также подчеркнул, что немаловажна и стоимость заёмных средств – в условиях роста ключевых ставок «ДОМ.РФ» предоставляет средства на прежних условиях – 4% годовых. 
Вопрос формирования требований к будущему объекту поднял Владимир Демидюк, генеральный директор ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг»: «Зачастую концессионные проекты, которые мы приходим обсуждать как инвестор, не имеют четких характеристик – для финансовой оценки нет исходных данных. Особенно это касается объектов здравоохранения. Мы предлагаем утвердить механизм, при котором, прежде чем выходить на стадию поиска инвестора, регионом должен быть подготовлен предпроект с описанием ключевых требований к объекту, требующихся технологических решений, их привязкой к земельным участкам, а также содержащий показатели по предельной стоимости».
Руководитель Центра ГЧП ПАО Сбербанк Анна Багинская также отметила, что формализация запроса от региона для последующего поиска инвестора является существенным вопросом, так как влияет и на сроки, и на качество проработки проекта. Она также подчеркнула необходимость разработки чётких правил о выборе проектов для финансирования в рамках программы «Дальневосточная концессия». 
Генеральный директор ООО «Системные концессии» (холдинг АФК «Система») Валерий Ерёмин также отметил важность определения правил квотирования: «Считаю, что самым справедливым способом распределения средств являются квоты на регион. Каждый регион Дальнего Востока имеет уникальные особенности, у всех своя экономика, считаю неправильным делать конкурс проектов среди всех регионов ДФО. Квота должна быть выделена на каждый регион отдельно, и субъект уже сам обеспечит отбор проектов в соответствии с критериями. Также в Арктике хотелось бы не ограничиваться полярным кругом и иметь возможность создавать инфраструктуру хотя бы немного поюжнее», сообщил источник в Фонде Росконгресс.

С предложениями по оптимизации механизмов поддержки выступили представители федеральных и региональных органов власти, финансовые институты и инвесторы. 

В рамках подготовки к Восточному экономическому форуму состоялась онлайн-сессия на тему «Реализация проектов ГЧП в сфере здравоохранения и социальной инфраструктуры». Организаторами мероприятия выступили Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Минвостокразвития России и Фонд Росконгресс. В ходе мероприятия представители федеральных и региональных органов власти, финансовые институты и инвесторы обсудили существующие меры поддержки в части строительства социальной инфраструктуры и предложили механизмы повышения эффективности финансовых инструментов. Модератором сессии выступил исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ Алексей Токарь.

Сессию открыл заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков. Он отметил, что сравнительно новый механизм «Дальневосточной концессии» уже сегодня рассматривается рынком как эффективный инструмент поддержки инвесторов. 

«Наша задача – создавать инфраструктуру опережающими темпами. Для этого Минвостокразвития России разработана «Дальневосточная концессия», которая позволяет привлекать частные финансовые ресурсы в регионы ДФО и объединять усилия банков, региональных и федеральных властей при строительстве инфраструктуры. Механизм уже работает – на данный момент одобрены и реализуются 8 пилотных проектов с общим объемом инвестиций 12,3 млрд руб. Вместе с тем, выявляются и аспекты, требующие решения, среди которых сроки концессионных соглашений, оптимизация процесса формирования проектной документации и формирование критериев отбора проектов», - рассказал он. 

Заместитель председателя Правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что что в отличие от крупных комплексных проектов, в случае реализации небольших проектов срок в 10 лет является избыточным.

«Для отдельных социальных проектов, например, для создания детской поликлиники или одной школы, в рамках "Дальневосточной концессии" срок не менее 10 лет сильно ограничивает принятие решения. В случае структурирования проекта на такой длительный срок до 10 лет, бюджетный эффект нивелируется финансовыми условиями, процентной ставкой. В этом случае затраты могут превышать стоимость проекта. Для таких отдельных социальных проектов мы просчитали оптимальный срок с учётом инфляции – он составляет 5-7 лет», - рассказал Павел Пузанов. «И второй вопрос – субсидирование процентной ставки. Для отдельных особо важных социальных проектов необходимо предусмотреть механизм субсидирования по аналогии с инфраструктурными облигациями, а также займы не только для бизнеса, но и концессионерам. Это стимулирует работу».

Управляющий директор по Дальнему Востоку АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь рассказал, что для реализации проектов комплексного развития территорий механизм концессии эффективно комбинируется с инструментами «ДОМ.РФ»: «Мы финансируем проекты в рамках «инфраструктурного меню», разработанного Правительством РФ по поручению Президента. Концессионный механизм был подключен в прошлом году, и уже есть опыт пилотного проекта в Сахалинской области. Кроме того, в рамках "Дальневосточного квартала" строится инженерная инфраструктура, где мы помогаем в части социальных объектов с использованием инфраструктурных облигаций и рассматриваем возможность применения «Дальневосточной концессии»». Он также подчеркнул, что немаловажна и стоимость заёмных средств – в условиях роста ключевых ставок «ДОМ.РФ» предоставляет средства на прежних условиях – 4% годовых. 
Вопрос формирования требований к будущему объекту поднял Владимир Демидюк, генеральный директор ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг»: «Зачастую концессионные проекты, которые мы приходим обсуждать как инвестор, не имеют четких характеристик – для финансовой оценки нет исходных данных. Особенно это касается объектов здравоохранения. Мы предлагаем утвердить механизм, при котором, прежде чем выходить на стадию поиска инвестора, регионом должен быть подготовлен предпроект с описанием ключевых требований к объекту, требующихся технологических решений, их привязкой к земельным участкам, а также содержащий показатели по предельной стоимости».
Руководитель Центра ГЧП ПАО Сбербанк Анна Багинская также отметила, что формализация запроса от региона для последующего поиска инвестора является существенным вопросом, так как влияет и на сроки, и на качество проработки проекта. Она также подчеркнула необходимость разработки чётких правил о выборе проектов для финансирования в рамках программы «Дальневосточная концессия». 
Генеральный директор ООО «Системные концессии» (холдинг АФК «Система») Валерий Ерёмин также отметил важность определения правил квотирования: «Считаю, что самым справедливым способом распределения средств являются квоты на регион. Каждый регион Дальнего Востока имеет уникальные особенности, у всех своя экономика, считаю неправильным делать конкурс проектов среди всех регионов ДФО. Квота должна быть выделена на каждый регион отдельно, и субъект уже сам обеспечит отбор проектов в соответствии с критериями. Также в Арктике хотелось бы не ограничиваться полярным кругом и иметь возможность создавать инфраструктуру хотя бы немного поюжнее», сообщил источник в Фонде Росконгресс.

 


evrazesnews.ru

Показы: 887