Размер текста: - o +

Эксперты НИУ ВШЭ представили доклад о влиянии пандемии на сферу социальной защиты в России

Герман Напольский 08-04-2022 23:44:40

 

Высшая школа экономики представила экспертный доклад «Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXIII ЯМНК). Научными редакторами доклада выступили проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова и заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
 
Эксперты отмечают, что роль социальной защиты в поддержке благополучия людей, снижении бедности и неравенства трудно переоценить в спокойные времена, но особенно ее значение возрастает в периоды кризисов, что подтвердил глобальный шок пандемии COVID-19. В условиях неопределенности система социальной защиты превращается в «подушку безопасности» – макроэкономический и социально-политический стабилизатор.
 
В докладе проведен анализ основных тенденций в становлении российской системы социальной защиты –  в широком ее определении, включающем нестраховые меры социальной защиты, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, – и развилки ее развития в среднесрочной перспективе.
 
В докладе проанализировано, в какой мере пандемия коронавируса повлияла на основные вызовы и проблемы, стоящие перед российской социальной защитой, каковы были ключевые решения в сфере антикризисной поддержки населения в период пандемии и как они сказались на показателях бедности и неравенства.
 
Согласно выводам, сделанным авторами доклада, в последние перед пандемией годы произошел разворот государственной политики в сторону повышения качества социального обслуживания и создания системы долговременного ухода, в том числе за счет более активного привлечения негосударственных партнеров к предоставлению социальных услуг.
 
В системе социальных выплат в период пандемии новыми приоритетами поддержки стали пособия для низкообеспеченных семей с детьми в возрасте до 8 лет и безработных, единовременные выплаты для детей и пенсионеров. По оценкам авторов доклада, в 2020 году непосредственно на поддержку доходов населения государством было дополнительно направлено 1,96 трлн руб., что соответствует 3,1% доходов населения. Несмотря на масштабность дополнительных мер социальной защиты, только 50% домохозяйств, столкнувшихся с потерей доходов в период пандемии, получили поддержку в виде регулярных дополнительных социальных выплат.
 
Опыт антикризисной социальной поддержки населения в период пандемии показал, что единовременные монетарные меры универсального характера в целом имеют невысокую эффективность с точки зрения сокращения бедности населения, а фокус только на традиционно уязвимых группах населения ограничивает доступ к поддержке «новых» пострадавших, резко попавших в трудную жизненную ситуацию из-за потери занятости или значительной части дохода.
 
Новые пособия для семей с детьми, введенные в январе 2020 года, оказались высокоэффективными с точки зрения сокращения бедности и недостающего дохода, поскольку от них выиграли семьи с двумя и более детьми, как правило, имеющие высокие риски бедности. Антикризисные меры налогово-бюджетной политики по поддержке доходов населения, введенные в марте – июне 2020 года, также носили прогрессивный характер.
 
Большинство дополнительных антикризисных мер в 2020 году были введены временно. Однако, несмотря на общее снижение уровня поддержки населения в 2021 году в сравнении с 2020 годом, за счет восстановления занятости и таргетированных мер по поддержке семей с детьми в 2021 году бедность и недостающий доход сократились сильнее, чем в 2020 году.
 
По итогам 2021 года в наибольшем выигрыше оказались семьи с двумя детьми, одинокие родители и домохозяйства трудоспособных и пенсионеров. При этом, реальные доходы домохозяйств пенсионеров существенно сократились. В 2021 году значительно выросли доходы жителей столичных агломераций и региональных центров, которые, согласно нашим оценкам, наиболее сильно пострадали от кризиса в 2020 году, тогда как доходы жителей других городов упали по отношению к докризисному периоду.
 
Изменения в пенсионной системе в период пандемии касались сокращения страховых платежей для наиболее пострадавших категорий бизнеса. Развитие пандемии привело к незначительному изменению соотношения между работниками и пенсионерами (за счет более высокой смертности последних), тем не менее, согласно проведенным расчетам, совокупный эффект пандемии коронавируса выражается в незначительном ухудшении сбалансированности пенсионной системы.
 
В обеспечении доступности этих услуг в условиях действия ограничительных мер и самоизоляции значительную позитивную роль сыграли некоммерческие организации и волонтеры.
 
Стационарные учреждения социального обслуживания в России прошли пандемию с относительно – в сравнении с многими развитыми странами, а также ситуацией в стране в целом – небольшими потерями. Главным образом это стало возможно за счет введения доплат социальным работникам и установления режима вахтовой работы, а также благодаря низкому (на фоне стран ОЭСР) охвату населения этими учреждениями и их территориальной удаленности.
 
Цифровизация службы занятости и систем социальной поддержки, начатая еще до пандемии и активизированная в условиях коронакризиса, стала одним из факторов успеха антикризисных мер.
 
Согласно данным, в период пандемии в мире лишь 18,6% безработных были охвачены социальной защитой. В России этот показатель выше: в сентябре 2020 года 59% безработных были охвачены поддержкой, но уже в январе 2022 года этот индикатор снизился до 21%. Сегодня поддержка безработных – наименее развитая отрасль социальной защиты. При этом пандемия высветила решающую роль программ защиты рабочих мест и выплат по безработице для поддержания экономической активности и уровня жизни населения.
 
Один из возможных векторов восстановления экономики в ближайшие годы связан с цифровизацией рынка труда, а также с формированием и расширением платформенного сегмента экономики.
 
Согласно прогнозу Института социальной политики ВШЭ, общая численность граждан с дефицитами самообслуживания возрастет с 4,1 млн человек в 2020 году до 6,8 млн к 2040 году. В этих условиях создание устойчивой системы долговременного ухода, доступной гражданам с ограничениями в самообслуживании, – необходимое условие для поддержания качества и уровня жизни этой категории населения и членов их расширенных семей, в том числе в условиях нестабильной макроэкономической динамики.
 
В ближайшие годы в системе социального страхования позитивная история связана с решением об объединении Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России), некоммерческую унитарную организацию. Планируемое объединение фондов направлено на упрощение платежей и транзакционных издержек для работодателей, повышение доступности выплат в рамках социального страхования для населения, а также повышение привлекательности участия в социальном страховании для высококвалифицированных работников с заработной платой на уровне средней или выше за счет роста размера пособий, выплачиваемых в рамках социального страхования (по беременности и родам, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности).

Высшая школа экономики представила экспертный доклад «Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXIII ЯМНК). Научными редакторами доклада выступили проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова и заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
 
Эксперты отмечают, что роль социальной защиты в поддержке благополучия людей, снижении бедности и неравенства трудно переоценить в спокойные времена, но особенно ее значение возрастает в периоды кризисов, что подтвердил глобальный шок пандемии COVID-19. В условиях неопределенности система социальной защиты превращается в «подушку безопасности» – макроэкономический и социально-политический стабилизатор.
 
В докладе проведен анализ основных тенденций в становлении российской системы социальной защиты –  в широком ее определении, включающем нестраховые меры социальной защиты, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, – и развилки ее развития в среднесрочной перспективе.
 
В докладе проанализировано, в какой мере пандемия коронавируса повлияла на основные вызовы и проблемы, стоящие перед российской социальной защитой, каковы были ключевые решения в сфере антикризисной поддержки населения в период пандемии и как они сказались на показателях бедности и неравенства.
 
Согласно выводам, сделанным авторами доклада, в последние перед пандемией годы произошел разворот государственной политики в сторону повышения качества социального обслуживания и создания системы долговременного ухода, в том числе за счет более активного привлечения негосударственных партнеров к предоставлению социальных услуг.
 
В системе социальных выплат в период пандемии новыми приоритетами поддержки стали пособия для низкообеспеченных семей с детьми в возрасте до 8 лет и безработных, единовременные выплаты для детей и пенсионеров. По оценкам авторов доклада, в 2020 году непосредственно на поддержку доходов населения государством было дополнительно направлено 1,96 трлн руб., что соответствует 3,1% доходов населения. Несмотря на масштабность дополнительных мер социальной защиты, только 50% домохозяйств, столкнувшихся с потерей доходов в период пандемии, получили поддержку в виде регулярных дополнительных социальных выплат.
 
Опыт антикризисной социальной поддержки населения в период пандемии показал, что единовременные монетарные меры универсального характера в целом имеют невысокую эффективность с точки зрения сокращения бедности населения, а фокус только на традиционно уязвимых группах населения ограничивает доступ к поддержке «новых» пострадавших, резко попавших в трудную жизненную ситуацию из-за потери занятости или значительной части дохода.
 
Новые пособия для семей с детьми, введенные в январе 2020 года, оказались высокоэффективными с точки зрения сокращения бедности и недостающего дохода, поскольку от них выиграли семьи с двумя и более детьми, как правило, имеющие высокие риски бедности. Антикризисные меры налогово-бюджетной политики по поддержке доходов населения, введенные в марте – июне 2020 года, также носили прогрессивный характер.
 
Большинство дополнительных антикризисных мер в 2020 году были введены временно. Однако, несмотря на общее снижение уровня поддержки населения в 2021 году в сравнении с 2020 годом, за счет восстановления занятости и таргетированных мер по поддержке семей с детьми в 2021 году бедность и недостающий доход сократились сильнее, чем в 2020 году.
 
По итогам 2021 года в наибольшем выигрыше оказались семьи с двумя детьми, одинокие родители и домохозяйства трудоспособных и пенсионеров. При этом, реальные доходы домохозяйств пенсионеров существенно сократились. В 2021 году значительно выросли доходы жителей столичных агломераций и региональных центров, которые, согласно нашим оценкам, наиболее сильно пострадали от кризиса в 2020 году, тогда как доходы жителей других городов упали по отношению к докризисному периоду.
 
Изменения в пенсионной системе в период пандемии касались сокращения страховых платежей для наиболее пострадавших категорий бизнеса. Развитие пандемии привело к незначительному изменению соотношения между работниками и пенсионерами (за счет более высокой смертности последних), тем не менее, согласно проведенным расчетам, совокупный эффект пандемии коронавируса выражается в незначительном ухудшении сбалансированности пенсионной системы.
 
В обеспечении доступности этих услуг в условиях действия ограничительных мер и самоизоляции значительную позитивную роль сыграли некоммерческие организации и волонтеры.
 
Стационарные учреждения социального обслуживания в России прошли пандемию с относительно – в сравнении с многими развитыми странами, а также ситуацией в стране в целом – небольшими потерями. Главным образом это стало возможно за счет введения доплат социальным работникам и установления режима вахтовой работы, а также благодаря низкому (на фоне стран ОЭСР) охвату населения этими учреждениями и их территориальной удаленности.
 
Цифровизация службы занятости и систем социальной поддержки, начатая еще до пандемии и активизированная в условиях коронакризиса, стала одним из факторов успеха антикризисных мер.
 
Согласно данным, в период пандемии в мире лишь 18,6% безработных были охвачены социальной защитой. В России этот показатель выше: в сентябре 2020 года 59% безработных были охвачены поддержкой, но уже в январе 2022 года этот индикатор снизился до 21%. Сегодня поддержка безработных – наименее развитая отрасль социальной защиты. При этом пандемия высветила решающую роль программ защиты рабочих мест и выплат по безработице для поддержания экономической активности и уровня жизни населения.
 
Один из возможных векторов восстановления экономики в ближайшие годы связан с цифровизацией рынка труда, а также с формированием и расширением платформенного сегмента экономики.
 
Согласно прогнозу Института социальной политики ВШЭ, общая численность граждан с дефицитами самообслуживания возрастет с 4,1 млн человек в 2020 году до 6,8 млн к 2040 году. В этих условиях создание устойчивой системы долговременного ухода, доступной гражданам с ограничениями в самообслуживании, – необходимое условие для поддержания качества и уровня жизни этой категории населения и членов их расширенных семей, в том числе в условиях нестабильной макроэкономической динамики.
 
В ближайшие годы в системе социального страхования позитивная история связана с решением об объединении Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России), некоммерческую унитарную организацию. Планируемое объединение фондов направлено на упрощение платежей и транзакционных издержек для работодателей, повышение доступности выплат в рамках социального страхования для населения, а также повышение привлекательности участия в социальном страховании для высококвалифицированных работников с заработной платой на уровне средней или выше за счет роста размера пособий, выплачиваемых в рамках социального страхования (по беременности и родам, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности).

 


evrazesnews.ru

Показы: 927