Размер текста: - o +

Александр Галоян: КАК ОСТАНОВИТЬ ПРОЦЕСС ЭСТАФЕТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВЛАСТИ

12-12-2015 12:17:43

Все референдумы, связанные с Конституцией и с конституционными изменениями, проводившиеся в независимой Армении, сопровождались спланированными и системными фальсификациями со стороны властей. И если сегодня звучат взаимные обвинения в фальсификации выборов со стороны предшествующих властей в адрес нынешних, а последние напоминают им о массовых фальсификациях в процессе референдумов 1995 и 2005 годов, хочется сказать: господа, не спорьте, вы все правы.

 И дело не в том, в каком из референдумов было совершено большее количество фальсификаций, а то, какие последствия они имели в каждом случае. Власть Левона Тер-Петросяна, основу которой составляли интеллектуалы и выделяющиеся яркой индивидуальностью деятели, двадцать лет назад, находясь в переходном периоде, когда было необходимо военную победу подкрепить социально-экономическими и политическими преобразованиями, упустила в результате вопиющих фальсификаций во время конституционного референдума и параллельно проводящихся парламентских выборов историческую возможность поставить страну на демократический путь развития, предпочтя такую систему правления, которая давала Президенту фактически абсолютную власть с механизмами контроля над законодательными, исполнительными и судебными органами. То, что основной целью создания подобной политической системы является обеспечение воспроизводства действующих властей, показали президентские выборы 1996г., когда пришедшие к власти силы провозгласили свою новую политическую доктрину: “против лома нет приема”, когда основные аргументы политической борьбы стали фальсификация и применение грубой силы. И если некоторым из этих сил в дальнейшем удалось в результате внутриполитических интриг осуществить “дворцовый” переворот, то это было не смена власти, а перераспределение ролей внутри одной политической элиты. Просто эстафета насильственного захвата власти и ее удержание любой ценой от одного перешла к другому.

 Проведенный в 2005г. Робертом Кочаряном референдум с целью конституционных изменений, хотя и был беспрецедентным по количеству осуществленных на выборах фальсификаций, однако, по существу, имел несравненно меньшие отрицательные последствия, вследствии наличия в стране внутренних ресурсов и более или менее стабильной геополитической обстановки. Эти изменения были предприняты только лишь с целью расширения круга полномочий премьер-министра, что могло бы в будущем обеспечить Президенту воспроизводство собственной власти по истечении второго президентского срока. Однако выяснилось, что его политический наследник Серж Саргсян не только не собирается делить власть с бывшим шефом, но и в будущем передать ее ему или кому-либо другому. И чтобы не быть скованным конституционными “мелочами”, которые мешали ему властвовать до конца своих дней, он перекроил конституцию “под себя”, вновь обратившись к помощи не раз опробованных фальсификаций. И, хотя обЪем фальсификаций во время нынешних выборов уменьшился по сравнению с 2005 годом, однако последствия на этот раз будут, несравненно тяжелыми, если не сказать, губительными, поскольку во всех без исключения сферах зафиксированы регресс и потери, а власти перед собой поставили лишь одну задачу- удержать власть любой ценой, пользуясь приспособленчеством и равнодушием существенной части общества и проявленной беспомощностью оппозиции. Не будучи внутренне сплоченной и не имея четко выверенной тактики, заявив еще до выборов, что они уже выиграли и параллельно призывая бойкотировать референдум, не имея хотя бы по-одному представителю или доверенного лица на всех избирательных участках, оппозиция вновь перешла к митингам  и сидячим демонстрациям, выбрав тупиковый и безрезультатный способ действий. Конституционный референдум выявил ту реальность что, во-первых, в стране существует общественная потребность в перемене власти, когда даже в случае повсеместных фальсификаций, более четырехсот тысяч граждан сказали властям “нет” и, во-вторых, нет той политической силы, которая способна осуществить сплочение широких слоев общества, предложить реальную политическую повестку дня и проект дальнейшего развития страны, завоевать доверие общества и внушить ему веру, возглавить этих людей, предлагая им выход из создавшегося положения и постоять за полученные голоса доверия. Сила, которая будет способна обязать власти принять результаты виборов и вытеснит из общественного сознания укоренившееся убеждение, что в нашей стране народ побеждает только до урны голосования, поскольку по ту сторону находятся власти, которые любые попытки смены власти воспринимают как посягательство на их благополучие и личную безопасность, и, не выбирая средства, оказывают жесткий отпор.

Но на предстоящих парламентских выборах, роль которых после конституционных изменений станет особенной, еще есть достаточно времени, чтобы появилась новая политическая сила или альянс с такими качествами. Пожалуй, это единственная возможность навсегда остановить процесс очередной эстафеты воспроизводства власти.

АЛЕКСАНДР ГАЛОЯН

 Комментатор медиа-холдинга “Евразия”

 11.12.2015


evrazesnews.ru

Показы: 1986