Размер текста: - o +

"Договор с ЕС о едином воздушном пространстве находится на стадии предварительных переговоров"

02-11-2015 22:09:14

Горный рельеф местности и отсутствие выхода к морю предполагают стратегическое значение воздушного транспорта для Армении — страны с самой маленькой территорией на постсоветском пространстве. Но в этой закавказской республике пока так и не появился сильный местный авиаперевозчик, способный удовлетворить все потребности бизнеса и населения. В частности, и по этой причине в Армении два года назад началась либерализация воздушного сообщения. О том, как реализуется проект открытого небо и какие предварительные результаты он уже принес, в интервью ATO.ru рассказал Сергей Аветисян, заместитель министра экономики Республики Армения — министерства в том числе курирующего развитие гражданской авиации в стране.

АТО: Сергей Арташесович, два года назад, 23 октября 2013 г., правительство Армении утвердило программу-концепцию развития в стране конкурентных воздушных перевозок, направленную на либерализацию воздушного сообщения. Пожалуйста, расскажите вкратце, почему руководство страны приняло решение открыть небо и на какой стадии реализации спустя два года находится программа-концепция?

С. А.: Общеизвестно, что в указанный период времени авиационный рынок Армении был не в лучшем состоянии (например, ведущий пассажирский перевозчик страны авиакомпания Armavia прекратила деятельность весной 2013 г. — Прим. ATO.ru): местные авиакомпании одна за другой обанкротились, а для такой страны, как наша, воздушное сообщение имеет стратегическое значение.

Что касается политики либерализации, то на основании тщательного анализа рынка и оценки рисков правительство приняло решение открыть небо. Таким образом, были созданы равные конкурентные условия для авиакомпаний, которым отныне предоставляется возможность обслуживать рынок без каких-либо ограничений. Несмотря на раннюю стадию реализации этого проекта, на рынке появился ряд новых авиакомпаний (Aegean Airways, Georgian Airways, Iraqi Airways, Al Naser Airlines, Mahan Air, Middle East Airways, S7 Airlines), а также вернулись несколько ранее обслуживающих наш рынок авиакомпаний (Czech Airlines, LOT).
В настоящее время ведутся переговоры с авиационными властями многих стран-партнеров с целью пересмотра существующих договоров и подписания новых. Параллельно продолжаются работы по привлечению новых авиакомпаний.

АТО: С какими странами на сегодняшний день Армения подписала договор об открытом небе? Есть ли у вас планы подписать соглашение об открытом небе с Европейским союзом?

С. А.: Мы провели переговоры с 26 странами и, конечно, не все из них готовы полностью открыть небо, однако по мере возможности изменены пункты договоров, ограничивающие коммерческие возможности авиакомпаний.

Договор с ЕС о едином воздушном пространстве находится на стадии предварительных переговоров.

АТО: В конце 2013 г. в Фонде национальной конкурентоспособности Армении, занимавшемся совместно с консалтинговой компанией McKinsey & Company исследованием возможных итогов либерализации воздушных перевозок, отмечали: "Политика открытого неба предполагает обеспечение ежегодного прироста ВВП на 1,5%. Мы ожидаем, что к 2016 г. в Армении будут действовать от 40 до 50 иностранных и местных авиакомпаний. Цены на авиаперелеты в Армению снизятся в среднем на 10–50%, а увеличение пассажиропотока составит 20–25%". 2016 г. наступит совсем скоро, наблюдаете ли вы достижение прогнозных показателей?

С. А.: За два года внедрения политики либерализации зарегистрировано снижение цен на авиабилеты примерно на 19%. Также мы наблюдаем рост пассажиропотока приблизительно на 16%, а частота рейсов возросла примерно на 8%.

В настоящее время 23 авиакомпании совершают регулярные рейсы в/из аэропорта Звартноц (по итогам 2014 г. пассажиропоток главной воздушной гавани Армении впервые в новейшей истории превысил 2 млн чел. — Прим. ATO.ru), и, как я уже отметил, LOT и Czech Airlines возобновят полеты в начале 2016 г. В настоящее время авиационные власти рассматривают также заявки нескольких местных авиакомпаний на получение лицензии (например, о планах выхода на рынок пассажирских авиаперевозок заявляли Taron-Avia и Alliance Airline. — Прим. АТО.ru).

АТО: Считается, что тенденции изменения показателей пассажирских авиаперевозок коррелируются с тенденциями изменения валового внутреннего продукта. Насколько это утверждение верно для экономики Армении? Какой коэффициент корреляции Пирсона между динамикой ВВП и количеством авиаперевозок пассажиров наблюдается в случае Армении? Повлияла ли на его значение либерализация авиаперевозок в вашей стране?

С. А.: Политика либерализации рынка авиаперевозок была принята в конце 2013 г. К сожалению, этот промежуток недостаточен для более или менее достоверной оценки степени зависимости упомянутых вами переменных. Особенно принимая во внимание опосредованность этого влияния, постепенный характер структурного сдвига и значимое влияние внешнеполитических и экономических факторов, связанных с мировым экономическим кризисом, присоединением Армении к Евразийскому экономическому союзу и т. п. Тем не менее мы имеем основание ожидать значительную положительную зависимость между показателями развития рынка авиаперевозок и ростом ВВП.

АТО: Каким конкретно образом либерализация авиаперевозок в Армении повлияла на другие отрасли экономики вашей страны?

С. А.: Очевидно, что влияние положительное, однако, как я уже отметил, о конкретных оценках говорить  рано.

АТО: Потребовалось ли в ходе реализации проекта открытого неба заниматься гармонизацией авиационного или иного законодательства Армении, например, с европейским?

С. А.: В ходе реализации проекта были внесены необходимые изменения в Закон об авиации Республики Армения, а также в соответствующую нормативно-правовую базу, учитывая лучшую международную практику, применяемую в ЕС, США и т. д.

АТО: Какие рейсы из/в Армении считались самыми загруженными до старта проекта открытого неба? Чувствуете ли вы перераспределение потоков авиапассажиров на другие направления в ходе реализации политики либерализации воздушного сообщения в Армении?

С. А.: Самые загруженные направления — это Москва, Вена, Париж, Дубай. Я уверен, что с возвращением Czech Airlines и LOT линии на Прагу и Варшаву будут не менее загруженными. Российские направления всегда были и, я думаю, будут загружены, учитывая численность армянской диаспоры, а также культурно-историческую связь между Россией и Арменией.

АТО: Если позволите, несколько смежных к основной теме интервью вопросов. Весной 2013 г. с рынка авиаперевозок Армении ушла авиакомпания Armavia. Ровно год назад на неопределенный срок остановила операционную деятельность Air Armenia. Практически тогда же гендиректор этого перевозчика Арсен Аветисян (кстати, он ваш однофамилец?), отвечая на мои вопросы о рынке авиаперевозок в Армении, называл его "мясорубкой" и, в частности, отмечал: "Действительно, конкуренция слишком жесткая. Мы работаем на общих основаниях, у нас нет никаких льгот, в Армении — открытое небо. Например, если говорить о российском направлении, то ваши перевозчики имеют льготы в аэропортах России, меньше платят за услуги аэронавигации. Поэтому, естественно, у нас себестоимость гораздо выше". Правильно ли я понимаю, что правительство Армении ни при каких обстоятельствах не намерено каким бы то ни было образом поддерживать пассажирские авиакомпании вашей страны? То есть конкуренция между авиакомпаниями в Армении ведется по принципу "пусть выживет сильнейший"?

С. А.: Да, Аветисян — одна из самых распространенных фамилий в Армении, даже может быть, вторая после фамилии Саркисян.

В международной практике субсидирование авиакомпаний не приветствуется и не разрешается межправительственными договорами.

АТО: Также не могу не спросить вас о грузовых авиаперевозках. По моим наблюдениям, наверное, большинство государств на территории бывшего постсоветского пространства говорит о готовности бороться за привлечение именно в свою страну транзитных грузопотоков между Европой и Азией. В этой связи как вы оцениваете перспективы Армении — и аэропорта Звартноц, в частности, — побороться за звание моста между Европой и Азией?

С. А.: Географическое положение Армении на перекрестке Европы и Азии очень благоприятно для транзитных грузоперевозок. К тому же огромный потенциал аэропорта Звартноц позволит обслужить потенциально многократный рост таких перевозок. На данный момент новый грузовой терминал загружен всего на 10%.

АТО: Суммировав все вышесказанное, в каком виде перед нами предстанет воздушный транспорт Республики Армения, например, в следующем десятилетии?

С. А.: Mеждународный авиационный рынок постоянно развивается и трансформируется, и размышления о реалиях грядущего десятилетия могут часто граничить с научной фантастикой. Однако, я надеюсь, что мы будем идти в ногу с этим развитием.


evrazesnews.ru

Показы: 2866