Размер текста: - o +

На Петербургском юридическом форуме обсудили вопросы регионального развития и инвестклимата

Герман Напольский 02-06-2015 18:28:00

 

Правовые и экономические механизмы развития регионов стали предметом обсуждения экспертов в рамках Петербургского Юридического форума.
Модераторами сессии выступили заместитель Генерального директора, руководитель Блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ОАО «ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных и заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Владимир Емельянцев. 
 Как отмечается в сообщении пресс-центра Форума, в дискуссии приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, научный руководитель Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей, директор Департамента инвестиционных проектов при Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа Ольга Руххулаева, начальник Юридического управления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации Анна Изотова, первый заместитель Губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, Министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина, начальник Правового управления Администрации Губернатора Калужской области Сергей Полудненко, директор Государственно-правового департамента Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Погорелый, директор Правового департамента ОАО «ГМК «Норильский никель» Александр Завтрик, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов , руководитель Сибирского отделения ООО «Пепеляев Групп»  Егор Лысенко, партнер юридической фирмы «ЮСТ» Анна Котова-Смоленская, адвокат Jipyong Law Firm Мин Ли Сонг, советник департамента политики Министерства юстиции Китайской Народной Республики Ли Цзяньшэн, а также заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
Эксперты отметили, что в настоящее время в России действует ряд правовых механизмов стимулирования инвестиций в реальный сектор российской экономики для отдельных территорий страны – особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и региональные инвестиционные проекты. Тем не менее, по мнению участников дискуссии, регионы сталкиваются с  проблемами, которые связаны с особенностями деятельности крупных предприятий и спецификой инвестирования в различных отраслях экономики.  Как подчеркнул модератор дискуссии Елена Безденежных, различные аспекты правового регулирования отрасли поставили перед юристами много вопросов. «Законодательство в этой сфере развивается стремительно, но несистемно», -отметила она.
«Мы отчетливо понимаем, что каждому региону Российской Федерации присущи особенности развития - от географических до социально-экономических. Но что в общем характеризует публичный субъект правовой власти - так это то, что они способны управлять правовым обеспечением. Несмотря на это, статистика, которую формируют наши бизнес-объединения, свидетельствует о том, что из года в год у нас не улучшается бизнес-климат», - добавил Владимир Емельянцев.
В ходе сессии участники также отметили необходимость поддержки принципов сотрудничества органов власти и бизнеса в создании инвестиционной привлекательности региона. Своим опытом с участниками круглого стола поделились представители Ямало-Ненецкого Автономного округа и Красноярского края. Так, по мнению Юрия Лапшина, в регулировании инвестиционных проектов присутствует не «правовая вакханалия», а «правовое броуновское движение» . Причиной тому стало количество правовых актов, касающихся бизнеса, - они исчисляются тысячами, но соразмерного эффекта от них нет.
«Огромное количество работы, которое делается умными людьми с благими намерениями, приводит к тому, что результаты, которые мы имеем, безусловно меняющиеся в лучшую сторону в области инвестклимата, абсолютно не адекватны количеству затраченной энергии, времени и ресурсов. А мы с упорством продолжаем совершенствовать существующие механизмы и придумывать новые. У нас только зон различного опережающего развития на сегодняшний день пять или шесть в России. Мне кажется, надо немного изменить тактику - пора всерьез говорить об администрировании этой работы, добиваясь сокращения сроков и преодоления административных барьеров, ведя инвестора, так сказать, «за руку». Но, естественно, это вещь субъективная, и тиражировать ее везде не стоит», - подчеркнул Юрий Лапшин.
По мнению экспертов, важную роль в инвестиционном развитии регионов играет стратегическое планирование. Однако этот аспект пока что не вписывается в неотрегулированную систему механизмов государственно-частного партнерства, которые на уровне регионов совершенно разные. «Мы наконец-то дождались принятия закона о стратегическом планировании - это был прорыв, мы его долго ждали, но он не помог решить нам проблемы в программных документах. Он внес, на самом деле, только большую сумятицу и путаницу. И на сегодняшний день у нас нет понимания правового статуса документов, которые оформляли бы наши экономические процессы. Мы называем их «стратегическими программами», «госпрограммами». Но что это? Нормативный правовой акт? Индивидуальный правовой акт? По итогам этих программ мы должны принять ряд документов. Ежегодно подготавливается 14 000 актов разного уровня. И это только на областном уровне. Это безумное количество. Я думаю, нужно четко определять правовую форму стратегического планирования и увязывать их с финансовыми аспектами», - считает Наталья Омелехина.
Подводя итоги конференции, Елена Безденежных отметила, что опыт регионов может помочь в понимании системного регулирования проектов.  «Действительно,  когда федеральные органы власти без опоры на региональный опыт начинают издавать нормативные акты в таком количестве, то получается, что у нас ни частные проекты не поддерживаются, ни регионы, которые называются то свободными экономическими зонами, то еще как-нибудь. Надо слушать регионы - именно там все внедряется и производится», -  сказала эксперт. По словам Безденежных, по итогам конференции будет сформулирован ряд предложений для федеральных властей, которые могут быть реализованы в будущем.

Правовые и экономические механизмы развития регионов стали предметом обсуждения экспертов в рамках Петербургского Юридического форума.Модераторами сессии выступили заместитель Генерального директора, руководитель Блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ОАО «ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных и заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Владимир Емельянцев.  

Как отмечается в сообщении пресс-центра Форума, в дискуссии приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, научный руководитель Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей, директор Департамента инвестиционных проектов при Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа Ольга Руххулаева, начальник Юридического управления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации Анна Изотова, первый заместитель Губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, Министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина, начальник Правового управления Администрации Губернатора Калужской области Сергей Полудненко, директор Государственно-правового департамента Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Погорелый, директор Правового департамента ОАО «ГМК «Норильский никель» Александр Завтрик, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов , руководитель Сибирского отделения ООО «Пепеляев Групп»  Егор Лысенко, партнер юридической фирмы «ЮСТ» Анна Котова-Смоленская, адвокат Jipyong Law Firm Мин Ли Сонг, советник департамента политики Министерства юстиции Китайской Народной Республики Ли Цзяньшэн, а также заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Лапшин.

Эксперты отметили, что в настоящее время в России действует ряд правовых механизмов стимулирования инвестиций в реальный сектор российской экономики для отдельных территорий страны – особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и региональные инвестиционные проекты. Тем не менее, по мнению участников дискуссии, регионы сталкиваются с  проблемами, которые связаны с особенностями деятельности крупных предприятий и спецификой инвестирования в различных отраслях экономики.  

Как подчеркнул модератор дискуссии Елена Безденежных, различные аспекты правового регулирования отрасли поставили перед юристами много вопросов. «Законодательство в этой сфере развивается стремительно, но несистемно», -отметила она.

«Мы отчетливо понимаем, что каждому региону Российской Федерации присущи особенности развития - от географических до социально-экономических. Но что в общем характеризует публичный субъект правовой власти - так это то, что они способны управлять правовым обеспечением. Несмотря на это, статистика, которую формируют наши бизнес-объединения, свидетельствует о том, что из года в год у нас не улучшается бизнес-климат», - добавил Владимир Емельянцев.

В ходе сессии участники также отметили необходимость поддержки принципов сотрудничества органов власти и бизнеса в создании инвестиционной привлекательности региона. Своим опытом с участниками круглого стола поделились представители Ямало-Ненецкого Автономного округа и Красноярского края. Так, по мнению Юрия Лапшина, в регулировании инвестиционных проектов присутствует не «правовая вакханалия», а «правовое броуновское движение» . Причиной тому стало количество правовых актов, касающихся бизнеса, - они исчисляются тысячами, но соразмерного эффекта от них нет.

«Огромное количество работы, которое делается умными людьми с благими намерениями, приводит к тому, что результаты, которые мы имеем, безусловно меняющиеся в лучшую сторону в области инвестклимата, абсолютно не адекватны количеству затраченной энергии, времени и ресурсов. А мы с упорством продолжаем совершенствовать существующие механизмы и придумывать новые. У нас только зон различного опережающего развития на сегодняшний день пять или шесть в России. Мне кажется, надо немного изменить тактику - пора всерьез говорить об администрировании этой работы, добиваясь сокращения сроков и преодоления административных барьеров, ведя инвестора, так сказать, «за руку». Но, естественно, это вещь субъективная, и тиражировать ее везде не стоит», - подчеркнул Юрий Лапшин.

По мнению экспертов, важную роль в инвестиционном развитии регионов играет стратегическое планирование. Однако этот аспект пока что не вписывается в неотрегулированную систему механизмов государственно-частного партнерства, которые на уровне регионов совершенно разные.

«Мы наконец-то дождались принятия закона о стратегическом планировании - это был прорыв, мы его долго ждали, но он не помог решить нам проблемы в программных документах. Он внес, на самом деле, только большую сумятицу и путаницу. И на сегодняшний день у нас нет понимания правового статуса документов, которые оформляли бы наши экономические процессы. Мы называем их «стратегическими программами», «госпрограммами».

Но что это? Нормативный правовой акт? Индивидуальный правовой акт? По итогам этих программ мы должны принять ряд документов. Ежегодно подготавливается 14 000 актов разного уровня. И это только на областном уровне. Это безумное количество. Я думаю, нужно четко определять правовую форму стратегического планирования и увязывать их с финансовыми аспектами», - считает Наталья Омелехина.

Подводя итоги конференции, Елена Безденежных отметила, что опыт регионов может помочь в понимании системного регулирования проектов.  «Действительно,  когда федеральные органы власти без опоры на региональный опыт начинают издавать нормативные акты в таком количестве, то получается, что у нас ни частные проекты не поддерживаются, ни регионы, которые называются то свободными экономическими зонами, то еще как-нибудь. Надо слушать регионы - именно там все внедряется и производится», -  сказала эксперт. По словам Безденежных, по итогам конференции будет сформулирован ряд предложений для федеральных властей, которые могут быть реализованы в будущем.

 


evrazesnews.ru

Показы: 914