Размер текста: - o +

Замглавы МИД Молдавии: у европейской и евразийской интеграции есть точки соприкосновения

Герман Напольский 26-04-2014 17:15:53

 

-Как Вы считаете, где точки соприкосновения европейской и евразийской интеграции?
-Начнем с политическо-экономических. Я думаю, что все принципы, на которых основана такая влиятельная и серьезная организация, как Европейский Союз, могут быть востребованы и на том географическом пространстве, где находятся бывшие советские республики. То есть, никто не ставит под сомнение, что права человека, к примеру, являются основополагающей ценностью и там, и там. Другой вопрос в том, что, может быть, они трактуются по-разному и если трактуются по-разному и по-разному комментируются.
 Что касается экономических аспектов. В СНГ уже действует Зона свободной торговли. В Европейском Союзе тоже. Молдова является одной из стран, которая хочет иметь, или быть частью экономического пространства Евросоюза, в то же время остаться частью экономического пространства СНГ. Что не очень, скажем так, легко. может быть, не всеми это воспринимается таким образом, как мы это хотим.
 Мы видим в участии в двух экономических пространствах возможность определенного моста между двумя экономическими системами, и Молдова могла бы быть частью и в СНГ, и в Европейском союзе. Наш экспорт- где-то 50 на 50 в данный момент. Часть - евроазиатское пространство, в первую очередь Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, вторая часть- это страны Евросоюза.
-Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете идею интеграции интеграций?
-Она имеет права на существование, но что касается Молдовы, то мы даже теоретически не рассматриваем возможность участия в этом интеграционном процессе.
-Все знают про вашу проблему Приднестровья. На каком этапе сейчас ее решение?
-Формат переговоров 5+2 существует и действует, хотя не так эффективно, как нам хотелось бы.
 В начале июня, мы надеемся, будет очередное заседание этого формата. Пока что мы не удовлетворены тем, что в рамках этого формата не обсуждаются политические вопросы.
 То, что мы обсуждаем там- это вопросы экономического характера, социальные, очень важные для граждан обеих берегов, но формат был создан для политического разрешения конфликта. То есть, его возможности на данный момент не используются полностью.
 То, что мы настаиваем, чтобы такой диалог был на уровне, или в рамках этого формата- чтобы это был политический диалог. В то же время мы понимаем, что этот формат должен сохраняться. У нас нет другого формата, который бы так серьезно занимался урегулированием. Есть, конечно, 1+1 формат. То есть, встречи наших представителей в переговорном формате, которые позволяют решать конкретные ежедневные проблемы наших граждан на обеих берегах. Но что касается общего характера переговоров- то 5+2.
-Некоторые эксперты из Молдовы говорили о том, что Молдову в нынешнем виде не сохранить без решения проблемы Приднестровья...
-Ну Вы не очень четко поставили вопрос. Вы, наверное, имели ввиду, что есть мнением о том, что ассоциация Молдовы с Европейским союзом невозможна в рамках сегодняшней Молдовы, так как Приднестровье не очень желает интегрироваться в этом составе.
 Говорят об этом не только эксперты, это и официальные лица Российской Федерации в лице господина Рогозина об этом говорили. Мы так не считаем. То есть, то, что мы делали до сих пор, может быть привлекательным и для жителей левого берега.
 Кстати говоря, с понедельника, с 28 апреля граждане Молдовы будут иметь право путешествовать в Европу без виз. То есть, это то, что правительство Молдовы смогло достичь за последние 5 лет. 
 Такими же правами обладают и граждане Молдавии, которые живут на левом берегу. И, кстати говоря, намечается рост спроса наших паспортов со стороны наших граждан, которые живут на левом берегу.
 То есть, в какой-то стекпени таким образом Молдавия становится и таким полюсом притяжения. 
 Есть и экономические элементы, которые нас тоже связывают. Если так посчитать и посмотреть на товарооборот Приднестровского региона, то 30% от всей продукции поступает на правый берег. То есть, мы очень сильно и экономически зависим друг от друга.
-Скажите в связи с тем, что только сказали: есть ли случаи, когда украинские граждане приобретают молдавские паспорта?
-Мне такие случаи неизвестны. Могут быть такие обращения, я могу об этом только предположить, с территории Южной Бессарабии. Из тех частей, которые когда-то были частью территории Румынии. Сама Республика Молдова была частью этой страны. То есть, мне подобные случаи не известны.
-А как сегодня обстоят дела с фактором Румынии в Молдове?
-Не знаю, почему кто-то считает, что существуют тенденции к поглощению одного государства другим. Мне такие тенденции не известны.
 И то, что у нас очень хорошие отношения, то, что на связывает с Румынией- это общие традиции, культура, язык, это не означает, что существует фактор поглощения. Мне представляется вполне естественным, что граждане Молдовы и граждане Румынии стремятся к сотрудничеству, к взаимопониманию, учитывая, что нас многое связывает.
-Мероприятия в Праге по случаю пятилетия инициативы ЕС "Восточное партнерство" (прошли 24-25 апреля- ред.) Вы как оцениваете?
-Как очень интересные. Подвели в какой-то степени итог пятилетнего процесса "Восточного партнерства".
 Конечно, можно сказать, что не всё удалось от того, что намечали. Ну по крайней мере что касается Молдовы- то мы достигли очень многого. Я уже говорил о либерализации визового режима, мы парафировали соглашение об ассоциации, мы собираемся подписывать в ближайшие два месяца само соглашение, но в целом появились не только проблемы, в целом для региона на тот момент, когда этот процесс только начался. И я отношу в первую очередь эти слова к ситуации на Украине.
-А как насчет достижения каких-то договоренностей в рамках данных мероприятий?
-Не думаю, что этот формат договоренностей. Это- формат для обмена мнениями о том, что надо делать в будущем. Формат не предполагает определенного рода договоренностей.
-Как сейчас обстоят дела с экспортом молдавских вин за рубеж?
-К сожалению, экспорт молдавских вин в Россию приостановлен с 10 сентября прошлого года. Все наши попытки возобновить этот экспорт не увенчались успехом.
 В то же время Россия сейчас предпринимает шаги, которые нам абсолютно не понятны. Начинает работать напрямую с регионами, в которых население в какой-то степени плохо проинформировано, более ориентировано на Россию. То есть, это южный регион, Гагаузия. Минуя центральные власти Молдовы.
 Мы продолжаем работать с Российской Федерацией, потому что мы не видим причин для такого эмбарго, кроме политических.
 А в целом если посмотреть на наш экспорт, за рубежом он растет, 24 апреля здесь в Праге наш президент Николай Тимофти участвовал в открытии выставки молдавских вин, которые пользуются большим спросом в том числе и в Чехии.
-А в Евросоюз как ваши вина идут?
-Поставки туда осуществляются достаточно хорошо.
 Больше наши вина известны в центральной и восточной части Европы- это Чехия, это Польша, это Словакия, это Румыния. Но у нас серьезно экспорт идет и в сторону западных партнеров. Здесь можно вспомнить Германию, достаточно хороший рынок, и в последнее время появилась хорошая возможность для экспорта наших вин в Китай и в США.
-А кроме вин какие еще бренды у вас есть?
-Ну надо признать, что Молдова- аграрная страна. И то, что мы в основном экспортируем- это продукция сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 
 Есть продукция IT, которая очень бурно развивается в последнее время, есть совместные предприятия с западными фирмами по производству запасных частей к автомобилям, которые производятся в Германии. То есть, запчасти производятся в Молдове, перевозятся в Германию.
-В плане сотрудничества с Таможенным союзом или даже вступления туда что-то можете сказать?
-Могу сказать, что этот вопрос не рассматривается даже теоретически.
-Причина какая?
-Очень простая: Молдова выбрала свой путь, приоритет европейской интеграции, и участие в Зоне свободной торговли с Евросоюзом. Нельзя участвовать одновременно в двух таможенных союзах.
-Представитель фракции коммунистов в вашем парламенте заявляла о том, что большинство населения Молдовы хочет всё-таки не в Европу, а в Таможенный союз. Как Вы ее высказывания можете прокомментировать?
-Депутат имеет право высказывать мнение. Это- свободные люди, выбранные народом, но это не означает, что это так и есть на самом деле.
 Правда, что в течение последнего времени ввиду определенных обстоятельств поддержка населением европейского курса снизилась, и на данный момент примерно 50 на 50- тех, которые поддерживают вступление Молдавии в Европейский союз, ассоциацию на первом этапе, и тех, кто поддерживает вступление в Таможенный союз.
-Что сейчас нужно для того, чтобы Россия была столь же сильна, как во времена СССР?
-Сложно сказать, почему она должна быть сильна, как во времена СССР, я думаю, что Россия достаточно сильна сегодня без того, чтобы что-то дополнительно делать.
 Может быть, больше демократии, больше развития, больше демократических принципов в руководстве. Потому что в экономическом плане Россия до сих пор сильна. Я не знаю, как повлияют на Россию определенные санкции, которые могут быть использованы западными партнерами, но в целом- страна с большими ресурсами, с большим будущим.
-Ваше Министерство называется "Министерство иностранных дел и европейской интеграции..."
-Название нашего министерства было изменено с просто "министерство иностранных дел" еще при режиме Воронина, коммунистическом режиме. То есть, еще на том этапе наше правительство, наше руководство предпринимало шаги по европейской интеграции.
 очень просто, если судить по сегодняшнему дню, приоритет для Молдавии- это европейская интеграция, это отражено и в названии министерства иностранных дел

Молдавия является одним из государств постсоветского пространства, которое заявило о своем европейском выборе, но тем не менее считает важным свое сотрудничество с государствами, идущими евразийским интеграционным путем. О том, как это получается, на что это влияет и т.п.- наш разговор с заместителем министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Валерием Чивери, записанный в Праге в кулуарах Саммита, посвященного пятилетию инициативы ЕС "Восточное партнерство"

-Валериу, как Вы считаете, где точки соприкосновения европейской и евразийской интеграции?

-Начнем с политическо-экономических аспектов. Я думаю, что все принципы, на которых основана такая влиятельная и серьезная организация, как Европейский Союз, могут быть востребованы и на том географическом пространстве, где находятся бывшие советские республики. То есть, никто не ставит под сомнение, что права человека, к примеру, являются основополагающей ценностью и там, и там. Другой вопрос в том, что, может быть, они трактуются по-разному и если трактуются по-разному и по-разному комментируются. 

Что касается экономических аспектов, то в СНГ уже действует Зона свободной торговли. В Европейском Союзе она тоже есть. Молдова является одной из стран, которая хочет быть частью экономического пространства Евросоюза, в то же время остаться частью экономического пространства СНГ. Что не очень, скажем так, легко. Может быть, не всеми это воспринимается таким образом, как мы это хотим. Мы видим в участии в двух экономических пространствах возможность определенного моста между двумя экономическими системами, и Молдова могла бы быть частью и в СНГ, и Европейского союза. Наш экспорт- где-то 50 на 50 в данный момент. Часть его идет в евроазиатское пространство, в первую очередь здесь можно назвать такие страны, как Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, вторая часть- в страны Евросоюза

-Все знают про вашу проблему Приднестровья. На каком этапе сейчас ее решение?

-Формат переговоров 5+2 существует и действует, хотя не так эффективно, как нам хотелось бы. В начале июня, мы надеемся, будет очередное заседание должностных лиц в рамках этого формата. Пока что мы не удовлетворены тем, что в рамках этого формата не обсуждаются политические вопросы. То, что мы обсуждаем там- это вопросы экономического характера, социальные, очень важные для граждан обеих берегов, но формат был создан для политического разрешения конфликта. То есть, возможности формата на данный момент не используются полностью. 

В то же время мы понимаем, что этот формат должен сохраняться. У нас нет другого формата, который бы так серьезно занимался урегулированием Приднестровского конфликта. Есть, конечно, 1+1 формат. То есть, встречи наших представителей в переговорном формате, которые позволяют решать конкретные ежедневные проблемы наших граждан на обеих берегах. Но что касается общего характера переговоров- то 5+2.

-Некоторые эксперты из Молдовы говорили о том, что Молдову в нынешнем виде не сохранить без решения проблемы Приднестровья...

-Ну Вы не очень четко поставили вопрос. Вы, наверное, имели ввиду, что есть мнением о том, что ассоциация Молдовы с Европейским союзом невозможна в рамках сегодняшней Молдовы, так как Приднестровье не очень желает интегрироваться в этом составе. Говорят об этом не только эксперты, это и официальные лица Российской Федерации в лице господина Рогозина об этом говорили. Мы так не считаем. То есть, то, что мы делали до сих пор, может быть привлекательным и для жителей левого берега. 

Кстати говоря, с понедельника, с 28 апреля граждане Молдовы будут иметь право путешествовать в Европу без виз. И это- то, что правительство Молдовы смогло достичь за последние 5 лет.  Такими же правами обладают и граждане Молдавии, которые живут на левом берегу. И, кстати говоря, намечается рост спроса наших паспортов со стороны наших граждан, которые живут на левом берегу. То есть, в какой-то степени таким образом Молдавия становится и таким полюсом притяжения.  

Есть и экономические элементы, которые нас тоже связывают. Если посчитать и посмотреть на товарооборот Приднестровского региона, то 30% от всей продукции поступает на правый берег. То есть, мы очень сильно и экономически зависим друг от друга.

-Скажите в связи с тем, что только сказали: есть ли случаи, когда украинские граждане приобретают молдавские паспорта?

-Мне такие случаи не известны. Могут быть такие обращения, я могу об этом только предположить, с территории Южной Бессарабии. Из тех частей, которые когда-то были частью территории Румынии. Сама Республика Молдова была частью этой страны.

-А как сегодня обстоят дела с фактором Румынии в Молдове?

-Не знаю, почему кто-то считает, что существуют тенденции к поглощению одного государства другим. Мне такие тенденции не известны. И то, что у нас очень хорошие отношения, то, что на связывает с Румынией- это общие традиции, культура, язык, это не означает, что существует фактор поглощения. Мне представляется вполне естественным, что граждане Молдовы и граждане Румынии стремятся к сотрудничеству, к взаимопониманию, учитывая, что нас многое связывает.

-Мероприятия в Праге по случаю пятилетия инициативы ЕС "Восточное партнерство" (прошли 24-25 апреля- ред.) Вы как оцениваете?

-Как очень интересные. Подвели в какой-то степени итог пятилетнего процесса "Восточного партнерства". Конечно, можно сказать, что не всё удалось от того, что намечали. Ну по крайней мере что касается Молдовы- то мы достигли очень многого. Я уже говорил о либерализации визового режима, мы парафировали соглашение об ассоциации, мы собираемся подписывать в ближайшие два месяца само соглашение, но в целом появились не только проблемы, в целом для региона на тот момент, когда этот процесс только начался. И я отношу в первую очередь эти слова к ситуации на Украине.

-А как насчет достижения каких-то договоренностей в рамках данных мероприятий?

-Не думаю, что этот формат договоренностей. Это- формат для обмена мнениями о том, что надо делать в будущем. Формат не предполагает определенного рода договоренностей.

-Как сейчас обстоят дела с экспортом молдавских вин за рубеж?

-К сожалению, экспорт молдавских вин в Россию приостановлен с 10 сентября прошлого года. Все наши попытки возобновить этот экспорт не увенчались успехом.

 А в целом если посмотреть на наш экспорт, за рубежом он растет, 24 апреля здесь в Праге наш президент Николай Тимофти участвовал в открытии выставки молдавских вин, которые пользуются большим спросом в том числе и в Чехии.

-А в Евросоюз как ваши вина идут?

-Поставки туда осуществляются достаточно хорошо. Больше наши вина известны в центральной и восточной части Европы- это такие страны, как Чехия, это Польша, это Словакия, это Румыния. Но у нас серьезно экспорт идет и в сторону западных партнеров. Здесь можно вспомнить Германию, достаточно хороший рынок, и в последнее время появилась хорошая возможность для экспорта наших вин в Китай и в США.

-А кроме вин какие еще бренды у вас есть?

-Надо признать, что Молдова- аграрная страна. И то, что мы в основном экспортируем- это продукция сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.  Есть продукция IT, которая очень бурно развивается в последнее время, есть совместные предприятия с западными фирмами по производству запасных частей к автомобилям, которые производятся в Германии.

-В плане сотрудничества с Таможенным союзом или даже вступления туда что-то можете сказать?

-Вопрос вступления в Таможенный союз властями не рассматривается. Причина- очень простая: Молдова выбрала свой путь, приоритет европейской интеграции, и участие в Зоне свободной торговли с Евросоюзом. Нельзя участвовать одновременно в двух таможенных союзах.

-Ваше Министерство называется "Министерство иностранных дел и европейской интеграции". Почему?

-Название нашего министерства было изменено с просто "министерство иностранных дел" еще при режиме Воронина, коммунистическом режиме. То есть, еще на том этапе наше правительство, наше руководство предпринимало шаги по европейской интеграции. И название нашего министерства говорит о европейском приоритете.

 

 


evrazesnews.ru

Показы: 3126