Размер текста: - o +

Неисполнение канадской кампанией World Wide Minerals своих обязательств породило сложнейшую ситуацию

04-08-2016 12:21:45

 

Канадская компания уже около 20 лет ведет вялотекущую судебную войну с Республикой Казахстан. Не взирая на логику и здравый смысл, она продолжает борьбу ослепленная блеском «золотого тельца». Очередной раунд противостояния выпал на 2016 год, когда в январе Арбитражный трибунал Канады рассмотрел и удовлетворил иск «WWM» к Казахстану.
В чем же суть вопроса? Если говорить коротко в Казахстан пришел инвестор, который не выполнил своих обязательств и по этой причине очень скоро оказался на обочине. Казалось бы, на этом все. Однако, компания «WWM»  руководствуется совершенно иной логикой, видит события в несколько ином свете. По их мнению, причина проблем лежит в том, что Казахстан препятствовал нормальной работе инвестора.
Впрочем, давайте по порядку.
Итак, эта зубодробительная история началась в 1996 году, когда канадская кампания World Wide Minerals заключила с Казахстаном соглашение об управлении северным уранодобывающим комплексом и Целинным горно-химическим комбинатом (ЦГХК). И вроде бы все шло нормально. Новая независимая республика разве что пылинки не сдувала с инвесторов, создавая все возможные условия для работы. Это был вопрос выживания молодого Казахстана, который обладал богатейшими ресурсами, но не имел ни средств, ни технологий для их освоения.
То есть повода для конфликта не было в принципе. Однако, в один не очень прекрасный день случилось событие, которое и превратило инвестора в истца.
Что же произошло? Все оказалось до банального просто. В 1997 году компания «WWM» обратилась к правительству Казахстана за экспортной лицензией на продажу урана в США. И, о горе, получила отказ. Как выяснилось, эксклюзивное право на поставки урана в Соединенные штаты было предоставлено американской компании Nukem Inc.
Заметим, что Соединенные штаты проводили в то время весьма агрессивную политику, опасаясь, что дешевый уран из бывших советских республик, в том числе с демонтированных ядерных боеголовок, приведет к потере контроля над рынком. Уран, действительно, торговался по ценам ниже себестоимости.
Поэтому Министерство торговли Соединенных Штатов Америки и представители шести стран СНГ в 1992 году подписали соглашения, вводящие квоты на импорт урановых продуктов в США. В их числе были Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. В соответствии с условиями соглашений США получили право ограничивать импорт в течение восьми лет и еще два года контролировать переход от квот к неограниченному импорту.
Другими словами, в этом деле была густо замешена политика. И канадцы, когда пришли в 1996 году на рынок Казахстана не могли не знать о сложившейся ситуации.
Более того, было полное впечатление, что они действуют по детально проработанному плану с расчетом на перспективу. Ведь буквально через три года после их прихода в Казахстан началось мощное развитие отрасли.
В частности, в 1999 году Казахстан выиграл антидемпинговый процесс в США. В 2001 году страна впервые вышла на урановый рынок Китая, а в следующем году – Южной Кореи. В 2002 году Казахстан занял 5-е место в мире по производству природного урана (по сравнению с 13-м местом в рассматриваемом нами 1997 году).
Однако, компания «WWM» свой шанс упустила. Убедившись в том, что экспортную лицензию для торговли с США им не дадут, канадцы остановили производство и прекратили всякую работу, ссылаясь на невозможность сбыта продукции, чем буквально взорвали социальную ситуацию в регионе прописки. Не пытаясь найти иного выхода, найти, наконец, иные рынки сбыта или какое-нибудь другое решение проблемы, они выбрали наихудший вариант развития событий.
В результате Казахстан был вынужден взять на себя контроль управления северного уранодобывающего комплекса и расторг контракт из-за невыполнения WWM взятых на себя обязательств и тяжелого финансово-экономического положения ЦГХК. Постановлением Правительства от 30 июля 1997 года право оперативного управления холдинговой компанией "Целинный горнохимический комбинат" было возложено на ЗАО "НАК "Казатомпром".
Впрочем, канадцы не сдавались. Уже через год WWM подала иск в окружной суд США против Казахстана, предъявив претензии, которые в основном касались незаконного отказа в выдаче лицензии на экспорт урана в Соединенные штаты. Суд, однако, указал, что решение выдавать или не выдавать экспортную лицензию является суверенным действием Казахстана, основанным на внутренних законах и указах республики.
8 августа 2002 года Апелляционный суд США вынес окончательное решение об остановке судебного разбирательства в пользу Казахстана и НАК "Казатомпром".
На этом, впрочем, история не закончилась. Возросший спрос на уран в мире лишь еще более раззадорил бывшего инвестора, кусающего локти из-за упущенной выгоды. Не случайно и сумма исковых требований возросла с первоначальных 29 млн.долларов до миллиарда.
И вот наступил новый раунд противостояния, начавшийся в 2016 году.
В январе этого года Канадский трибунал поддержал иск канадской горной компании против Казахстана. И тем самым вызвал резкое похолодание в отношениях двух стран.
В Астане находятся в полном недоумении от этого решения. Ведь трибунал, как ни странно, отсылал к нормативной базе Советского союза. Да, вы не ослышались. Дело в том, что СССР и Канада в разгар перестройки подписали Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 июня 1989 г. И вот теперь за дела давно минувших дней должно отвечать новое независимое государство. Естественно, Казахстан пытается объяснить, что страна живет уже в новой геополитической реальности и старый договор нелегитимен.
Однако, возражения не принимаются. Более того, трибунал UNCITRAL (Комиссия ООН по международному торговому праву) признал Казахстан правопреемником двустороннего инвестиционного договора от 1989 г. между Канадой и СССР. Арбитражным решением установлено, что указанный договор имеет силу для экономических отношений Канады и современного Казахстана.
Сказать, что подобный финт ушами со стороны международной Фемиды выглядит весьма странно, значит, ничего не сказать. Это решение не выдерживает никакой критики.
Впрочем, долой эмоции, да здравствуют факты. Итак, чтобы понять логику решения трибунала нужно ознакомится с Венской конвенцией 1978 года «О преемственности государств в отношении договоров», на которую он опирается в своих выводах.
Изучение этого международного документа показывает следующее. В соответствии с разделом 3 «Двусторонние договоры», пункта 1 статьи 24, двусторонний договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством участником, когда:
а)    они явственно об этом договорились;
b) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.
О чем же договорились Казахстан и Канада? Да ни о чем. Первое время отношения выстраивались по инерции. Ведь в начале 90-х годов, новорожденная республика жила, фактически, по законодательству СССР. Об этом говорят следующие факты: Казахстан вместо национальной валюты оперировал денежными единицами Советского союза, население имело паспорта уже несуществующей к тому времени страны, все законодательные акты, принятые в советское время некоторое время продолжали действовать, хотя и не отвечали национальным интересам.
Для понимания происходящих в обществе процессов напомним, что национальная валюта тенге – появилась в Казахстане лишь в 1993 году. Первая Конституция принята 28 января того же года. То есть все, что происходило ранее, следует воспринимать как переходный период, когда суверенитет не был наполнен реальным юридическим содержанием.
Лишь к 1995 году законодательные и экономические реформы позволили Казахстану проводить де-факто и юре реальную независимую политику. В этот год была принята Конституция нового образца, которая и заложила основы развития государства.
Поэтому нет ничего удивительного, что многие двусторонние договора исчезнувшего СССР не сразу, но были пересмотрены. Об этом говорит тот факт, что все государства, с которыми Советский союз в 1989-1990 годы заключил двусторонние инвестиционные договора – а это Финляндия, Великобритания, ФРГ, Италия (1989 г), Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея, Китай и Турция (1990 г)  подписали новые Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с независимым Казахстаном. Исключение составила как раз Канада.
К слову, если говорить о намерениях Казахстана заключить новый договор, то во время визита в Оттаву Премьер-Министра РК в марте 1995 года был принят Меморандумом о намерениях, в котором стороны обязались провести дополнительные перего­воры экспертов двух стран для подготовки "Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций".
Однако, в связи с неприбытием канадских экспертов на запланированную встречу для обсуждения проекта согласование его текста не было завершено.
Тем не менее, меморандум был подписан и вошел в договорно-правовую базу в отношениях двух стран. Казахстан, таким образом, поставил в известность и явственно обозначил, что не намерен исполнять договор, доставшийся в наследство от СССР.
Заметим, что согласно упомянутой выше Венской конвенции 1978 г. «О преемственности государств в отношении договоров», в разделе 1 «Общее правило», статье 16 четко поясняется, что Казахстан вовсе не обязан исполнять обязательства СССР.
В документе говорится о том, что: «Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становится его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».
Интересен и другой факт, который остался без внимания. Венская конвенция 1978 г. была введена в силу 6 ноября 1996 г. и на сегодняшний день ее подписантами являются 19 государств. Казахстан, например, этот документ не подписал. Так что представляется весьма спорным, что именно Венская конвенция-78 является общепринятым международным законодательством, однозначно трактующим обязательные для всех принципы наследования обязательств, принятых уже несуществующими странами. А значит и решение трибунала выеденного яйца не стоит.
Здесь можно было бы поставить точку, однако имеется еще один юридический момент, на котором следует обратить внимание. Действия Казахстана в отношениях с инвестором World Wide Minerals были направлены на защиту национальной безопасности. И в данном случае, этот аспект имеет явное преимущество перед любыми договорами.
Ведь именно вопросами национальной безопасности были продиктованы меры США по урегулированию уранового рынка. Именно так действует любое другое уважающее себя государство.
Неисполнение канадской кампанией World Wide Minerals своих обязательств породило сложнейшую ситуацию. Невыплата заработной платы, простой в работе, привели к тому, что люди оказались в тяжелом положении, требуя власти, навести порядок. А бюджет недополучал средства, необходимые для развития. Понимая, что инвесторы, не выполняющие своих обязательств, тормозят экономическое развитие страны и расшатывают стабильность, Казахстан был вынужден принять столь непопулярное решение.
В завершение хотелось бы сказать, что в этой нелицеприятной истории, удивляет даже не упорство бывшего инвестора, который продолжает судиться с Казахстаном. Обескураживает позиция Правительства Канады, которое, вместо того, чтобы досконально разобраться в этой запутанной проблеме, выбирает, как видно, сторону авантюристов, желающих обокрасть страну-партнера.
 
Не думаю, что это пойдет на пользу кому бы то ни было. Своими действиями World Wide Minerals может поставить в неловкую позицию других канадских инвесторов, работающих в Казахстане. Ведь, позвольте напомнить, соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций не подписано до сих пор.
Анвар Каюмов
эксперт 

Канадская компания уже около 20 лет ведет вялотекущую судебную войну с Республикой Казахстан. Не взирая на логику и здравый смысл, она продолжает борьбу ослепленная блеском «золотого тельца». Очередной раунд противостояния выпал на 2016 год, когда в январе Арбитражный трибунал Канады рассмотрел и удовлетворил иск «WWM» к Казахстану.

В чем же суть вопроса? Если говорить коротко в Казахстан пришел инвестор, который не выполнил своих обязательств и по этой причине очень скоро оказался на обочине. Казалось бы, на этом все. Однако, компания «WWM»  руководствуется совершенно иной логикой, видит события в несколько ином свете. По их мнению, причина проблем лежит в том, что Казахстан препятствовал нормальной работе инвестора.

Впрочем, давайте по порядку.

Итак, эта зубодробительная история началась в 1996 году, когда канадская кампания World Wide Minerals заключила с Казахстаном соглашение об управлении северным уранодобывающим комплексом и Целинным горно-химическим комбинатом (ЦГХК). И вроде бы все шло нормально. Новая независимая республика разве что пылинки не сдувала с инвесторов, создавая все возможные условия для работы. Это был вопрос выживания молодого Казахстана, который обладал богатейшими ресурсами, но не имел ни средств, ни технологий для их освоения.

То есть повода для конфликта не было в принципе. Однако, в один не очень прекрасный день случилось событие, которое и превратило инвестора в истца.

Что же произошло? Все оказалось до банального просто. В 1997 году компания «WWM» обратилась к правительству Казахстана за экспортной лицензией на продажу урана в США. И, о горе, получила отказ. Как выяснилось, эксклюзивное право на поставки урана в Соединенные штаты было предоставлено американской компании Nukem Inc.

Заметим, что Соединенные штаты проводили в то время весьма агрессивную политику, опасаясь, что дешевый уран из бывших советских республик, в том числе с демонтированных ядерных боеголовок, приведет к потере контроля над рынком. Уран, действительно, торговался по ценам ниже себестоимости.

Поэтому Министерство торговли Соединенных Штатов Америки и представители шести стран СНГ в 1992 году подписали соглашения, вводящие квоты на импорт урановых продуктов в США. В их числе были Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. В соответствии с условиями соглашений США получили право ограничивать импорт в течение восьми лет и еще два года контролировать переход от квот к неограниченному импорту.

Другими словами, в этом деле была густо замешена политика. И канадцы, когда пришли в 1996 году на рынок Казахстана не могли не знать о сложившейся ситуации.
Более того, было полное впечатление, что они действуют по детально проработанному плану с расчетом на перспективу. Ведь буквально через три года после их прихода в Казахстан началось мощное развитие отрасли.

В частности, в 1999 году Казахстан выиграл антидемпинговый процесс в США. В 2001 году страна впервые вышла на урановый рынок Китая, а в следующем году – Южной Кореи. В 2002 году Казахстан занял 5-е место в мире по производству природного урана (по сравнению с 13-м местом в рассматриваемом нами 1997 году).

Однако, компания «WWM» свой шанс упустила. Убедившись в том, что экспортную лицензию для торговли с США им не дадут, канадцы остановили производство и прекратили всякую работу, ссылаясь на невозможность сбыта продукции, чем буквально взорвали социальную ситуацию в регионе прописки. Не пытаясь найти иного выхода, найти, наконец, иные рынки сбыта или какое-нибудь другое решение проблемы, они выбрали наихудший вариант развития событий.

В результате Казахстан был вынужден взять на себя контроль управления северного уранодобывающего комплекса и расторг контракт из-за невыполнения WWM взятых на себя обязательств и тяжелого финансово-экономического положения ЦГХК. Постановлением Правительства от 30 июля 1997 года право оперативного управления холдинговой компанией "Целинный горнохимический комбинат" было возложено на ЗАО "НАК "Казатомпром".

Впрочем, канадцы не сдавались. Уже через год WWM подала иск в окружной суд США против Казахстана, предъявив претензии, которые в основном касались незаконного отказа в выдаче лицензии на экспорт урана в Соединенные штаты. Суд, однако, указал, что решение выдавать или не выдавать экспортную лицензию является суверенным действием Казахстана, основанным на внутренних законах и указах республики.

8 августа 2002 года Апелляционный суд США вынес окончательное решение об остановке судебного разбирательства в пользу Казахстана и НАК "Казатомпром".

На этом, впрочем, история не закончилась. Возросший спрос на уран в мире лишь еще более раззадорил бывшего инвестора, кусающего локти из-за упущенной выгоды. Не случайно и сумма исковых требований возросла с первоначальных 29 млн.долларов до миллиарда.

И вот наступил новый раунд противостояния, начавшийся в 2016 году.
В январе этого года Канадский трибунал поддержал иск канадской горной компании против Казахстана. И тем самым вызвал резкое похолодание в отношениях двух стран.

В Астане находятся в полном недоумении от этого решения. Ведь трибунал, как ни странно, отсылал к нормативной базе Советского союза. Да, вы не ослышались. Дело в том, что СССР и Канада в разгар перестройки подписали Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 июня 1989 г. И вот теперь за дела давно минувших дней должно отвечать новое независимое государство. Естественно, Казахстан пытается объяснить, что страна живет уже в новой геополитической реальности и старый договор нелегитимен.
Однако, возражения не принимаются. Более того, трибунал UNCITRAL (Комиссия ООН по международному торговому праву) признал Казахстан правопреемником двустороннего инвестиционного договора от 1989 г. между Канадой и СССР. Арбитражным решением установлено, что указанный договор имеет силу для экономических отношений Канады и современного Казахстана.

Сказать, что подобный финт ушами со стороны международной Фемиды выглядит весьма странно, значит, ничего не сказать. Это решение не выдерживает никакой критики.

Впрочем, долой эмоции, да здравствуют факты. Итак, чтобы понять логику решения трибунала нужно ознакомится с Венской конвенцией 1978 года «О преемственности государств в отношении договоров», на которую он опирается в своих выводах.

Изучение этого международного документа показывает следующее. В соответствии с разделом 3 «Двусторонние договоры», пункта 1 статьи 24, двусторонний договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством участником, когда:

а)    они явственно об этом договорились;

b) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

О чем же договорились Казахстан и Канада? Да ни о чем. Первое время отношения выстраивались по инерции. Ведь в начале 90-х годов, новорожденная республика жила, фактически, по законодательству СССР. Об этом говорят следующие факты: Казахстан вместо национальной валюты оперировал денежными единицами Советского союза, население имело паспорта уже несуществующей к тому времени страны, все законодательные акты, принятые в советское время некоторое время продолжали действовать, хотя и не отвечали национальным интересам.

Для понимания происходящих в обществе процессов напомним, что национальная валюта тенге – появилась в Казахстане лишь в 1993 году. Первая Конституция принята 28 января того же года. То есть все, что происходило ранее, следует воспринимать как переходный период, когда суверенитет не был наполнен реальным юридическим содержанием.

Лишь к 1995 году законодательные и экономические реформы позволили Казахстану проводить де-факто и юре реальную независимую политику. В этот год была принята Конституция нового образца, которая и заложила основы развития государства.

Поэтому нет ничего удивительного, что многие двусторонние договора исчезнувшего СССР не сразу, но были пересмотрены. Об этом говорит тот факт, что все государства, с которыми Советский союз в 1989-1990 годы заключил двусторонние инвестиционные договора – а это Финляндия, Великобритания, ФРГ, Италия (1989 г), Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея, Китай и Турция (1990 г)  подписали новые Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с независимым Казахстаном. Исключение составила как раз Канада.

К слову, если говорить о намерениях Казахстана заключить новый договор, то во время визита в Оттаву Премьер-Министра РК в марте 1995 года был принят Меморандумом о намерениях, в котором стороны обязались провести дополнительные перего­воры экспертов двух стран для подготовки "Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций".

Однако, в связи с неприбытием канадских экспертов на запланированную встречу для обсуждения проекта согласование его текста не было завершено.

Тем не менее, меморандум был подписан и вошел в договорно-правовую базу в отношениях двух стран. Казахстан, таким образом, поставил в известность и явственно обозначил, что не намерен исполнять договор, доставшийся в наследство от СССР.

Заметим, что согласно упомянутой выше Венской конвенции 1978 г. «О преемственности государств в отношении договоров», в разделе 1 «Общее правило», статье 16 четко поясняется, что Казахстан вовсе не обязан исполнять обязательства СССР.

В документе говорится о том, что: «Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становится его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».

Интересен и другой факт, который остался без внимания. Венская конвенция 1978 г. была введена в силу 6 ноября 1996 г. и на сегодняшний день ее подписантами являются 19 государств. Казахстан, например, этот документ не подписал. Так что представляется весьма спорным, что именно Венская конвенция-78 является общепринятым международным законодательством, однозначно трактующим обязательные для всех принципы наследования обязательств, принятых уже несуществующими странами. А значит и решение трибунала выеденного яйца не стоит.

Здесь можно было бы поставить точку, однако имеется еще один юридический момент, на котором следует обратить внимание. Действия Казахстана в отношениях с инвестором World Wide Minerals были направлены на защиту национальной безопасности. И в данном случае, этот аспект имеет явное преимущество перед любыми договорами.

Ведь именно вопросами национальной безопасности были продиктованы меры США по урегулированию уранового рынка. Именно так действует любое другое уважающее себя государство.

Неисполнение канадской кампанией World Wide Minerals своих обязательств породило сложнейшую ситуацию. Невыплата заработной платы, простой в работе, привели к тому, что люди оказались в тяжелом положении, требуя власти, навести порядок. А бюджет недополучал средства, необходимые для развития. Понимая, что инвесторы, не выполняющие своих обязательств, тормозят экономическое развитие страны и расшатывают стабильность, Казахстан был вынужден принять столь непопулярное решение.

В завершение хотелось бы сказать, что в этой нелицеприятной истории, удивляет даже не упорство бывшего инвестора, который продолжает судиться с Казахстаном. Обескураживает позиция Правительства Канады, которое, вместо того, чтобы досконально разобраться в этой запутанной проблеме, выбирает, как видно, сторону авантюристов, желающих обокрасть страну-партнера.
 
Не думаю, что это пойдет на пользу кому бы то ни было. Своими действиями World Wide Minerals может поставить в неловкую позицию других канадских инвесторов, работающих в Казахстане. Ведь, позвольте напомнить, соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций не подписано до сих пор.
Анвар Каюмов
эксперт 

 


evrazesnews.ru

Показы: 2378